Сегодня мы празднуем память святого пророка Божия Илии, мужа великой силы, служившего Господу в очень трудное время. Царь Ахаз женился на дочери сидонского царя Иезавели, которая обратила его в свою веру. Она убедила его убивать пророков Божиих, а вместо них привезла множество жрецов Ваала. В этих обстоятельствах святой Илия силой Бога явил много удивительных чудес и вышел победителем. Чего стоит один спор между Пророком единого Бога и сотнями жрецов Ваала, когда те ничего не могли сделать, а жертву Илии Господь принял на глазах у народа: горел не только жертвенный телец, щедро залитый водой, но даже самые камни.

Пророк Илия был наделен великой властью от Бога, по его слову совершались великие чудеса. Как говорит апостол Иаков, Илия был подобным нам человеком, но помолился, и небо заключилось на три с половиной года, потом снова помолился, и дождь сошел на землю (Иак. 5, 17-18). Неужели пророк Илия, имея такой дар веры, делал то, что ему хотелось? Конечно нет. Бог говорил пророку, что сказать, и Сам исполнял его слова, совершая через него спасение иудейского народа. Но это было возможно лишь благодаря великой вере пророка Божия Илии. Господь через избранников Своих, которые могут вместить Его слово, изливает милости на весь род человеческий, но и мы, чтобы воспринять эти милости, должны обладать верой.

Вера – это невидимая связь с Богом, это как будто руки души, которыми она получает все Божии благословения. Это духовное зрение и свет, указывающий нам путь к вечной жизни, и, в то же время, утешение в скорбях и щит от нападений врага. Апостол Павел говорит, что «без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Самое главное доброе дело в нашей жизни – это вера, как говорит Господь, отвечая на вопрос иудеев: «Вот дело Божие, чтобы вы веровалив Бога и в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 29).

Но что есть вера сама по себе? Вера – это не просто мировоззрение, согласие или несогласие с определенными положениями, вера – это действие. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Именно осуществление, т.е. воплощение в жизни истин, открытых нам Богом, с которыми мы соглашаемся всей глубиной своего сердца. Как Христос научил нас молиться Богу Отцу: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,яко на небеси, и на земли». Вера – это воплощение вечных истин, правды Божией в душе верующего, и в земной жизни, и в обществе. Мы знаем, что вера без дел мертва, она должна выражаться в делах, ведь спасает, по слову Апостола, только «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).

Преподобный Марк Подвижник говорит, что совершающий дела веры «мерою своей деятельности показывает меру веры, приемля и благодать в такой мере, в какой уверовал»[1]. Действительно, благодать мы можем получить только верой, ибо она приемник всех милостей от Бога. Из Евангелия мы знаем, что Господь не мог помочь тем, у кого не было веры в то, что это возможно, и часто, совершая чудо, Он говорил: «Вера твоя спасла тебя». Да и сегодня мы слышали слова Господа: много было вдов в Израиле во время страшного голода, но Илия был послан не к ним, а к иноплеменнице, которая имела веру.

У всех верующих есть вера, но часто она слабая и немощная. В чем сила веры? В простоте и отсутствии сомнений. Господь говорит, что тот, кто не усомнится в своем сердце, что Бог силен исполнить просимое, может даже горы передвигать. И апостол Иаков учит молиться «с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 6-7). Действительно, сомнения лишают веру её силы и разрушают тот духовный дом добродетели, который мы строим, по Апостолу, на основании Иисуса Христа (1 Кор. 3, 9-11).

Вот и сегодняшнее Евангелие также напоминает нам о силе веры и пагубности сомнений. Господь, пославший Своих учеников на лодке через Тивериадское море, пришел к ним по водам, когда они боролись со штормом. Они испугались, но Спаситель успокоил их: «Не бойтесь, это Я». И вот Апостол Петр, всегда горячий в вере, исполнившись дерзновения, говорит: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по водам». Христос благословил порыв его веры, и он пошел, но, увидев волны и ветер, засомневался и тут же стал тонуть. Господь поддержал его и снова поставил на воду, запретив стихиям бушевать, но обличил непостоянство ученика: «Маловерный! зачем ты усомнился?!» (Мф. 14, 31).

Вера и обычная логика, опирающаяся на опыт земной жизни, не противоречат друг другу, но имеют разные сферы приложения. Нельзя в вопросах веры советоваться с жизненной практикой, смотреть на других и брать в расчет свои выгоды, потому что это рождает сомнения. Например, если мы несем подвиг целомудрия по вере, нам не надо оглядываться на мир, смотреть, как живет большинство людей. Потому что это ослабляет нашу силу, и это уже не от веры, а «все, что не по вере, – говорит Апостол, – есть грех» (Рим. 14, 23). Примером истинной деятельной веры может послужить праведный Ной, поверивший словам Бога о потопе и в течение ста лет строивший ковчег под насмешками окружающих. Конец этой истории знают все.

Как нам укрепиться в вере? «Основание веры, – говорит прп. Макарий Египетский, – духовная нищета и безмерная любовь к Богу»[2]. Т.е. в делах духовных мы верим не себе, но Богу, Которого любим без меры, не разделяя, сколько Богу, а сколько – себе. Это одно, и другое: вера, конечно, дар Божий, но она укрепляется жизнью по вере и закаляется в испытаниях. Мы должны знать, что наша вера обязательно будет испытываться, потому что это непременное условие её укрепления.

Мать сначала носит младенца на руках, но потом, чтобы научить его ходить, ставит на ноги, отходит на два шага, чтобы он сам сделал эти шаги к ней и упал в её объятия. Так же и Господь, когда призовет человека к вере, как бы носит его на руках, дает ему благодать, которую тот не заслужил, чтобы он запомнил, как хорошо с Богом. Но постоянно так быть не может, потому что Господь хочет научить нас вере. И вот Он так же отходит понемногу, всё больше и больше, для того, чтобы мы делали собственные шаги и духовно росли. И хотя эти испытания для избранных могут достигать великих степеней, вплоть до мук Богооставленности, мы знаем, что Господь никогда не попускает искушений выше нашей меры.

Можно подумать, что верующему человеку легко жить на свете, чего он ни захочет, попросит с верой, и Господь ему даст. Но, на самом деле, вера – это плод терпения и труда, упорного стояния в заповедях, когда кажется, что все против тебя, и даже Бог не слышит. Вот когда умножается вера, и именно ради такого, верного человека Бог передвинет гору, когда это будет действительно необходимо.

Поэтому, дорогие братья и сестры, став на путь совершенствования, вызвавшись по зову Христа идти к Нему «по водам», по бушующим волнам этого непостоянного мира, будем твердо стоять в первоначальной вере. Причём это относится не только к монашествующим, которые возвышаются над естеством и стихиями мира сего, но и ко всем христианам, «благочестиво жити хотящим» (2 Тим, 3, 12). Искушения неизбежны, но и помощь близка. Поэтому, отвергая сомнения, «ходя, – по Апостолу, – верою, а не видением» (2 Кор. 5, 7), оглядываясь не на мир, а на пример святых угодников Божиих, будем непрестанно взирать на Христа. Он всегда рядом, на расстоянии протянутой руки, и в нужный момент поддержит нас, а по окончании всех подвигов вознесет туда, где торжествуют законы духа. Тогда мы увидим воочию и познаем то, к чему в этой жизни устремлялись верою и к чему с терпением и надеждой готовили свое сердце. Аминь.


[1] Марк Подвижник, прп. Добротолюбие. 2-е изд. М., 1888. Т. 3. С. 294.

[2] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904. С. 330.

Произнесена 2 августа 2015 г. в Неделю 9-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.