Всякая власть от Бога. Субботняя проповедь в Троицком соборе

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 30-36).

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 1-5).

Празднуемая сегодня икона Божией Матери – «Троеручица» – была написана преподобным Иоанном Дамаскиным в память об исцелении Богородицей его правой руки, которая была отрублена и чудесным образом вновь приросла. После этого Преподобный удалился в Палестину, в монастырь св. Саввы Освященного, где исцеленной рукой написал самые известные свои богословские произведения. Икона находилась в обители, пока в XIII в. не была передана в дар святителю Савве Сербскому. Во время завоевания Сербии турками икона чудесным образом оказалась на Афоне в основанном свт. Саввой сербском монастыре Хиландар. Со временем там поселились и болгары, поэтому избрание игумена каждый раз сопровождалось спорами. И вот в конце ХVIII века, когда такие выборы зашли в тупик, Матерь Божия явилась одному затворнику и сказала, что отныне Она будет управлять обителью, а икона «Троеручица» чудесным образом трижды оказывалась на игуменском месте. С тех пор монахи обители не избирали игумена, считая своей начальницей саму Матерь Божию и получая у её иконы благословения на все послушания.

Этот эпизод из истории Афона весьма символичен, потому что, действительно, ничего в этом мире не происходит без воли или попущения Бога, и всякая власть, вольно или невольно, служит всеблагому Промыслу Божию. Сам Господь стоит за всяким начальством, одухотворяет саму идею власти и иерархичности и направляет ко благу всё случающееся.

В сегодняшнем апостоле св. Павел как раз говорит об отношении христианина к власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». Далее Апостол говорит, что начальник – Божий слуга, поощряющий доброе и наказывающий злое, и потому надо повиноваться ему не только за страх, но и за совесть. Если же эти слова Апостола справедливы в отношении светских правителей, которые были в его время язычниками и даже гонителями христиан, то тем более необходимо со смирением и благоговением относиться к церковной иерархии, к нашим пастырям о Христе, которые поставлены на это Самим Господом. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно», – советует тот же Апостол (Евр. 13, 17).

Три руки на иконе Богородицы символизируют её деятельную помощь, её заботу о роде человеческом, а также являются указанием на число Лиц Святой Троицы. Даже между Ипостасями Бога, где безраздельно царит любовь, есть иерархия. Идея иерархии, взаимного подчинения любви заложена в самых основаниях бытия. Различные дарования и служения необходимо подчинять воле Божией для достижения единства в любви.

К сожалению, наша природа часто противится внешней власти, потому что для подчинения необходимо смирение, а у нас много своеволия. С другой стороны, и начальники не во всём бывают совершенными. Власть является нелегким испытанием для человека, проверкой его мудрости, смирения и великодушия, экзаменом на подлинность его любви и свободы от страстей. Но даже если начальник совершенен, он, в силу обстоятельств, не может всем угодить и иногда вынужден прибегать к непопулярным мерам. Появляется соблазн обсуждать его распоряжения, давать им свою оценку, правильно он поступает или неправильно, проявлять недовольство, а за этим в сердце приходит осуждение и опустошение.

В Евангелии мы слышали сегодня о том, что все грехи прощаются в покаянии, не прощается только хула на Святого Духа. Говоря, что Христос изгоняет демонов силой князя бесовского, фарисеи действия благодати считали скверной, чем лишали себя навеки самой возможности покаяния. Ведь отрицая Дух, невозможно получить от Него спасение. Конечно, мы далеки от таких грехов, но эти слова свидетельствуют о вреде человеческих оценок распоряжений начальства. Забывая о промысле Божием, о том, что Христос дает нам персональные задания для совершенствования духа, мы мыслим по-земному и неудобные нам распоряжения приписываем недостаткам конкретных людей. Господь через внешние обстоятельства желает воспитать в нас стойкость, смирение и терпение, а мы эту помощь Божию обращаем в повод для ропота и недовольства и не можем преуспеть.

Это касается не только отношения к распоряжениям начальства, но и отношения к обидам, скорбям и трудностям в жизни. «Добрый человек, – как мы слышали сегодня, – из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». Вера в Промысел Божий и благодушие во всех обстоятельствах делают горькое полезным и спасительным, а если нет этой веры, даже постоянные милости от Бога не принесут пользы.

За оценкой следует недовольство, за недовольством ропот и осуждение, а словами мы закрепляем неправое состояние сердца. Поэтому Господь предостерегает: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Сердце, которое не хочет смиряться, хочет творить свою волю, сговорилось с умом, чтобы он лукаво оправдывал все его прихоти и неправедные желания. Приятное кажется нам хорошим, а то, что трудно, что требует внутренней работы над собой – плохим, нежелательным. Но без преодоления трудностей не бывает победы, без этого не достичь совершенства, как без несения креста не может быть радости воскресения. Тем же, кто идет за Господом, «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу», как говорит Апостол (Рим. 8, 28).

Итак, дорогие братья и сестры, поостережемся по-человечески оценивать распоряжения начальства, размышлять: хороши они или плохи, чтобы не осуждать и не удаляться от Христа. Будем помнить слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Будем помнить о том, что Господь всегда с нами, что Он ведет нас посредством распоряжений начальства и обстоятельств, и в простоте веры будем считать это заданием от Господа. Да и ко всякому человеку будем относиться как к посланному от Господа, как к Самому Христу. И такой подлинно христианский настрой поможет нам построить небесную храмину в своем сердце, чтобы со всеми святыми, которые в своем смирении похожи на Христа, восхвалять Господа во веки веков в Царствии Небесном. Аминь.

Произнесена 25 июля 2015 г. в субботу 7-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.