О хаосе грехопадения и спасении в любви

Освящая по существующей традиции коливо, мы чтим сегодня память святого великомученика Феодора Тирона. Шестнадцать с половиной веков назад в похожей ситуации, когда по окончании первой седмицы Великого поста антиохийские христиане собирались вкусить пищи, святой мученик помог им избежать великого искушения. Юлиан Отступник велел тайно окроплять идоложертвенной кровью пищу на базаре, чтобы выставить христиан на посмешище, а почивший мученик предупредил епископа и подсказал ограничиться запасами вареной пшеницы, чтобы избежать соблазна.

От чего спас святой Феодор антиохийских христиан? От насмешек? Но они ожидаемы со стороны неверующих и только укрепляют верных. Может быть от осквернения пищей, которая была покроплена незаметно кровью идольских жертв? Конечно нет. Ведь апостол Павел говорит, что чистому все чисто, и что нет в этом мире никого и ничего сильнее Христа. А потому все эти языческие так называемые «боги», а суть бесы, бессильны против христиан, верных Его воинов, которым никакие магии и чародейства не страшны.

Святым угодником Божиим двигала любовь к тем массам язычников, которые немногими годами позже влились в Церковь и переполнили ее. У врага рода человеческого появилась бы тогда возможность отторгнуть и увести их от Христа через насмешки и осуждение, да и слабые христиане тоже могли бы соблазниться. А так и христиане остались непосрамленными, и язычники обратились в истинную веру.

Поэтому мы с вами не должны бояться каких-то темных сил, магических действий, оккультных символов. Если, например, на продуктах наклеен штрих-код, мы не должны опасаться, что какие-то энергии нам повредят или, как некоторые фантазируют, сделают нас послушными роботами. Христос победил всех врагов, и мы под Его защитой. Христиане, «аще и что смертное испиют, не вредит им» (Мк. 16, 18). Мы боимся положить соблазн брату нашему, немощному в вере, и для этого воздерживаемся, а во Христе мы свободны.

Итак, бояться нам надо прежде всего греха, который приносит соблазн и разделение между людьми, производит внутренний разлад в душе. Но самое страшное то, что он удаляет нас от Источника Жизни Бога. Противоположностью греха является любовь, которая объединяет всех в Господе. Первоначально прародители жили в любви, полноте бытия и гармонии с творением, пока дьявол не посеял в их сердцах семена греха.

До грехопадения Адам и Ева были наги и не стыдились, это было естественно и не вызывало противоречивых чувств. Они ходили перед Богом и не было у них другого в душе, кроме исполнения воли Божией, не было внутреннего разлада. Грех непослушания Богу моментально разрушает единство личности, порождает множество противоречий, борьбу разнонаправленных сил. Отсюда рождается стыд как сигнал кризиса, аварийности, недопустимого состояния системы.

Враг через змея оклеветал Бога, что Он якобы завидует людям, боится, как бы после вкушения плода они не встали на одну ступеньку с Ним, и потому пугает смертью. Змей шепчет, что люди должны переступить единственную запретную черту, ограничивающую их полную свободу, и тогда они не умрут, но, наоборот, прозреют и сами станут богами. К тому же Ева, склонная скорее к чувственности, чем к размышлениям, соблазнилась красивым и загадочным запретным плодом, обещавшим таинственное знание, новую сферу бытия.

«Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5), – говорит лжец и человекоубийца. На самом деле, Бог не ведает зла, хотя и знает о нем, и даже направляет на благие цели. Господь не сотворил зла, оно возникло как уклонение от Его святой воли. И людей Бог предостерег от соприкосновения со злом, приносящим смерть. Когда же Адам все-таки в себя впустил зло, этот иной, темный, не Божий мир, в нем началась эта война миров, борьба света и тьмы, добродетели и порока. У него действительно открылись очи, но не на что-то хорошее, а на свою наготу, на то безобразие, которое воцарилось в нем после отступления от Бога.

Святые Отцы дают точное описание грехопадения, говоря, что в этот момент зеркало образа Божия, призванное отражать подобие Творца, разбилось на тысячу осколков, направленных в разные стороны и отражающих раздробленные и бессмысленные фрагменты бытия. Все умственные, чувственные и волевые силы человека разделяются не то что на два враждующих лагеря, а на враждующие партии, которые воюют друг с другом, каждая за себя. Цельность и иерархию сменяют хаос, раздробленность и анархия.

Праведный человек в жизни является самим собой перед Богом и людьми, это высокая духовная добродетель, к которой нужно стремиться. Он не играет роль, не строит из себя то, чем не является, не надевает маску, а имеет чистую совесть перед Богом и потому не испытывает стыда. Адам и Ева, когда отравились грехом, испытали острое чувство стыда и прикрыли наготу смоковничными листьями. Так и грешник, ощущая свое нравственное убожество, прикрывается масками, пустыми словами, лицемерит, чтобы изобразить приличное, но суть от этого не меняется. Поэтому самое страшное для нас – это грех, удаляющий нас от Бога и друг от друга, лишающий нас внутренней цельности, т.е. спасения. Ведь именно так переводится греческое слово Σωτηρία – «спасение, сохранение, восстановление цельности». Святая Церковь как раз и соединяет наше внутреннее во Христе, собирает все раздробленные осколки образа Божия в единое подобие Отцу. Тогда мы, смертные, приобщаемся Его миру и блаженству, Его вечной славе, и уже не страдание и стыд, а только мир, любовь и ликование наполняют наши сердца. Аминь.

Произнесена 6 марта 2020 г. в пятницу 1-й седмицы Великого поста на Преждеосвященной литургии в Вознесенском монастыре г. Сызрань.