На память Отцов шести Вселенских Соборов

1469979739

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь наш Иисус Христос в первосвященнической молитве просит Бога и Отца прославить Его в час великих страданий. Сын Человеческий прославил Бога на земле и открыл имя Его людям, явив в Себе Отца. Христос сообщил Своим последователям слово жизни, ибо, как говорит Спаситель, «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). И теперь победа над смертью должна утвердить верующих и сделать их одним целым друг с другом и с Богом, как Сын с Отцом и Духом Святым есть единый Бог-Троица. Бог Отец прославил Сына и всех, кто уверовал в Него, так что мы обладаем теперь истиной во всей её полноте.

Эта истина сохранена в Предании Церкви. Сегодня мы совершаем память Отцов шести Вселенских Соборов, защищавших и формулировавших открытые Богом догматы в противостоянии различным ересям и лжеучениям. Если подытожить деятельность этих соборов, получится, что Первый и Второй отстаивали истину о Божественном достоинстве Христа, а Четвертый, Пятый и Шестой – догмат об образе соединения во Христе Божества и человечества.

Господь наш Иисус Христос – это истинный Бог и истинный Человек, в Котором Божественная и человеческая природы соединяются «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». Первые соборы говорили о единосущии Христа Богу Отцу, а последующие – о способе Его соединения с нами. Эти две истины: о Божестве Христа и о восприятии Им человечества – составляют основу нашей веры. Последний же, Седьмой Вселенский Собор, лишь поставил печать, прояснив, как мы поклоняемся Богу посредством икон.

Богооткровенный баланс между Божеством и человечеством во Христе ни в коем случае нельзя нарушать. Потому что если мы рассматриваем Христа только как человека, то чем Он отличается от прочих учителей, мудрецов, у которых были свои учения. Но без Божественной помощи эти теории ни к чему не приводят, они бессильны спасти человека и заканчиваются одними красивыми словами. А те, кто говорит только о Божестве Спасителя, забывая о Его человечестве, переходит в область духовной фантастики, какого-то далекого от реальности религиозного творчества.

В истории и современности христианских исповеданий мы видим великое разнообразие таких уклонений и ложных духовных путей. В то же время, в нынешнем постхристианском мире люди не удерживаются даже в рамках естества, сами отказываются от своего человеческого достоинства. На самом деле, только во Христе, Который был единственным настоящим Человеком, мы можем быть людьми, самими собой в лучших своих проявлениях. Господь и ждет от нас, чтобы мы были, прежде всего, людьми, но не останавливались на этом уровне, стремясь к богоподобию. Святые отцы человека, пребывающего в Боге, сравнивают с раскаленным на огне мечём. Как тот, приобретая новые удивительные свойства, остается самим собой, так и человеческое естество, соединяемое с благодатью, преображается и обожается, не теряя своих свойств по образу соединения природ во Христе.

Впрочем, иногда мы унываем, нам кажется, что никогда не достигнем даже в малой степени того, к чему нас призывает Церковь, а призывает она, ни много ни мало, стать богами по благодати, уподобиться Творцу. Но Апостол сегодня утешает нас в своем послании к Римлянам, напоминая о том, что все мы – члены единого Тела Христова. Он призывает «не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума» (Рим. 12, 2), ценить свою веру и помнить об этом единстве во Христе. В Церкви есть разные дарования, и пусть каждый в простоте, без превозношения делает то, к чему призван: если ты учитель, учи на совесть, начальник, руководи с усердием, если служишь другим, делай это от всего сердца, как Самому Христу. Таким образом, мы видим, что Господь не требует от нас чего-то сверхчеловеческого, превышающего наши силы. В то же время, главное совершается внутри, в сердце и уме, благодаря хранению истинной веры, проявляющейся в нашей жизни.

Апостол увещевает: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12, 11-12). Живущая в таком усердном христианине благодать преображает его и делает достойным подражателем своего Господа. И какое бы, с человеческой точки зрения, низкое и телесное служение христианин ни совершал, он остается частью единого богочеловеческого организма, членом Христовой Церкви. А являясь частью Тела Господа, мы непременно приобщимся и Духу Его, той блаженной радости и славе, которые Бог уготовал всем любящим Его.

Поэтому не будем унывать, утешаясь богатством унаследованной от Отцов спасительной веры. Благодать Божия, которую мы получаем в причащении Святых Христовых Таин, да питает наши ум и сердце, преображая человеческое естество и воссоединяя его с Божеством Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь.

Произнесена 31 июля 2016 г. в Неделю 6-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.