Милости хочу, а не жертвы

Картинки по запросу картинки красивая заглавная буква с

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 9-13).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем обретение мощей преподобного Максима Грека, состоявшееся несколько лет назад, в 1994 году. Преподобный Максим, по национальности грек, ученый монах, который, будучи поначалу католическим послушником, выбрал православие, подвизался на Афоне и волею судеб оказался в России. Хотя его пригласили перевести с греческого на славянский язык только несколько книг царской библиотеки, но до конца жизни ему так и не удалось вернуться на родину. Он был человеком духовным и внутренне свободным, не льстил людям, не пытался им угождать, прямо говорил правду и за это почти тридцать лет просидел в тюрьме.

Приехав, он стал свидетелем спора между представителями разных традиций монашества – стяжателями и нестяжателями. Прп. Нил Сорский, выступавший за то, чтобы монахи ничего не имели, полемизировал с прп. Иосифом Волоцким, который говорил, что монастыри на Руси должны обладать хозяйством, чтобы обеспечивать себя и помогать людям. Прп. Максим поддержал нестяжателей и за это пострадал, потому что, когда у власти оказались представители партии Иосифа Волоцкого, они стали преследовать оппонентов. Преподобный Максим, который боролся с заблуждениями, суевериями русских верующих людей и не боялся говорить правду, был обвинен в ереси и заключен в монастырь на многие годы без права что-либо писать и даже без права причащаться. Но он не унывал в темнице, благодарил Господа и углем на стене написал канон Святому Утешителю Духу, где благодарит Бога за все.

Сегодня в Евангелии Господь призывает мытаря Матфея идти за Ним, и тот послушно идет. Фарисеи соблазнились этим, потому что мытари, т.е. люди, собиравшие пошлины, считались грешниками. Они брали на откуп право собирать налоги и часто этим пользовались, обирая в свою пользу людей, а также тесно общались с римлянами, язычниками, которые по еврейским понятиям были нечистыми. Поэтому фарисеи и книжники соблазнялись, когда Господь общался с мытарями, особенно когда вкушал с ними пищу, и говорили: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Но Господь, обладая подлинной духовной свободой и не оглядываясь на мнение толпы, делал это принципиально.

Конечно, фарисеи имели право выслушать Его позицию, потому что они, в конце концов, охраняли свое предание, положения своей веры. И Господь просто объясняет: «Сын Человеческий пришел на землю спасти не праведных, но грешных, потому что нужду во враче имеют больные, а не здоровые». Почему же Господь не хочет спасать праведников? Конечно, если сравнивать человека с Богом, не свят ни один из смертных, все согрешили и находятся под осуждением. Но среди людей есть исполняющие закон и его преступающие, праведники и грешники, и каждый человек нуждается в милости от Бога.

Но Господь обличает не праведность, а самоуверенность. Всех людей можно разделить на тех, кто понимает, что они грешники, которых совесть обличает за явные грехи, и тех, кто думает, что они праведники только потому, что они внешне исполняют закон. Господь пришел спасти всех, но обращается Он прежде к тем, кто может откликнуться на Его призыв, потому что как можно спасти того, кто этого не хочет? Если человек видит своей грех, кается, понимая, что не способен с ним самостоятельно бороться, он смиряется и обращается всем сердцем к Богу, и Господь тут же подает ему помощь. А если человек считает, что он всё делает правильно, лучше других, то он ни в чем и ни в ком не нуждается. Как скорая помощь приезжает только к тяжело больным, так и Господь обращается к самым грешным людям, которые осознают нужду в изменении своей жизни.

Итак, Господь объясняет фарисеям Свое поведение и говорит: «Идите и научитесь, – т.е. почитайте в Священном Писании, – милости хочу, а не жертвы». Эти слова принадлежат пророку Осии, который обличает от лица Господа иудеев за то, что они принесением жертв подменили исполнение заповедей, правду и милость. Господь говорит им: «Я гнушаюсь вашими жертвами, они не нужны Мне, если вы «поедаете» ближнего, обижаете сироту» и т.д. Этими словами Христос напоминает фарисеям, что они не знают Священного Писания и не понимают, что в нем главное, а что второстепенно.

«Милости хочу, а не жертвы!» Милость – это плод, это уже почти любовь, а жертва – средство, символ умилостивления Бога и помощи ближнему, средство научиться милости. Но если жертва преподносится как нечто конечное, за что человека можно считать праведным, то это заблуждение, и очень серьезное. Потому что самое главное, чему должен научиться человек в этой жизни, это смирение: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Ис. 4, 6). Противоположность смирению – гордость, и самая лучшая пища для гордости, когда человек считает, что он всё исполняет, что он праведник. Но не это нужно Богу.

Христос ждет от нас большего, чем просто исполнение внешних предписаний, как отец совсем другие надежды возлагает на сына, нежели на раба. Потому что Господь и дал нам неизмеримо большее, как мы сегодня слышали в Апостоле, Он сделал нас Своими детьми: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8, 15-16). Это значит, что нет предела совершенствованию человека, призванному быть образом и подобием Бога, стать духовной копией и помощником Творца. И первое условие такого совершенствования, восхождения к высшим духовным состояниям – богодарованная свобода, несовместимая с отданием себя в рабство мертвым указаниям. «А если дети, – продолжает Апостол, – то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17). Сын, ставший духовным продолжением отца, наследует всё его достояние, и достойные своего Создателя христиане получат в наследство Царство Божие.

Трудно быть сыном, меняться к лучшему, постоянно помнить, чего ждет от тебя Отец, бороться с тем, что противно Его заповедям, и постоянно возвышаться над собой. Быть рабом, исполнять только внешнее и приносить в жертву определенный оброк, всё остальное оставляя для себя, легче, чем отдать Господу свое сердце. Путь сыновней любви к Богу и внутренней работы над собой не легок, не без искушений, но это высший путь. И Господь дал нам силы для этого восхождения в Царствие Небесное, дал Духа Своего, чтобы мы возвышались над мелочным, не опускались до осуждения других, до пересудов. Всякий, кто принимает великий дар и идеал быть чадом Всеблагого Бога, не может позволить себе расточаться на подобное, потому что цель высока. Итак, будем помнить о своем призвании, власти и ответственности быть детьми Бога и стараться вместить в себя нашу небесную веру, чтобы оказаться достойными доверия Отца и наследовать Его Небесное Царство. Аминь.

Произнесена 4 июля 2015 г. в субботу 5-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.