Путь к воскресению из мертвых

Путь к воскресению из мертвых. Проповедь на Литургии в Магдале 27.06.15

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его (Мф. 8, 14-23).

В сегодняшнем Евангелии Господь исцеляет тещу апостола Петра. Исцеляет совсем недалеко отсюда, в Капернауме, где находился дом святого Петра. Как удивительно, что всё это происходило здесь, и от евангельских событий нас отделяет только время. На ночных фотографиях машины, которые уже проехали, оставляют за собой светлые линии огней. Сколько с тех пор здесь промелькнуло человеческих жизней, они вспыхнули на мгновение и погасли, не оставив следа. И только жизнь Господа, Его чудеса раз и навсегда оставили на этих берегах яркий след, ослепительное сияние, которое не только озарило страну, «лежащую во тьме и сени смертней», но своим светом указывает путь каждому поколению христиан.

Исцеление петровой тещи символизирует победу Христа над грехом. Святой Павел в сегодняшнем Апостоле призывает нас стать «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе». Он говорит: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 11-13). Грех, эгоистично направляя внутренние силы человека на самого себя, приводит его в состояние расслабления, сковывает и лишает подлинной свободы. Как петрова теща лежала в жару и не могла двинуть ни рукой ни ногой, так и человек, живущий во грехе, мертв для добра и ничего не может делать, кроме как лежать с температурой в бреду. Но когда Христос прикасается к теще, она встает и сразу начинает смиренно служить Ему и апостолам. Действительно, когда Христос касается нашей жизни Своей благодатью, мы исцеляемся, получаем свободу и способность любить, т.е. самоотверженно служить Богу и ближнему. В этом, собственно, и заключается исцеление души, созданной для добрых дел, в которых она обретает блаженство соответствия своему предназначению.

И когда Господь воздвиг тещу от одра болезни, народ начал приводить других больных и одержимых бесами. Беснование – тоже образ человека, живущего во грехе, который безумствует, бьется головой о камни и вредит всем, а в первую очередь самому себе. Привели хромых, слепых, прокаженных, расслабленных и покалеченных грехом, и всех их Господь исцелил. Христос – Врач душ и телес, и мы видим, как на глазах у всех исполняется пророчество Исаии: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4).

Но для чего Господь исцеляет нашу душу и тело, исправляет искаженное грехом, возвращает разум и власть распоряжаться самим собой? Для того чтобы мы шли за Ним к своему собственному благу. Он говорит: «Я единственная дверь, и кто входит через Меня, тот обретает всё потребное для души, радость и вечную жизнь. Я для вас путь, и истина, и жизнь». И Христос, действительно, наш путь, наша жизнь, наша цель и полнота бытия – все, что только может пожелать человек себе доброго, заключено для нас в Господе нашем Иисусе Христе.

Однако, приглашая нас идти за Собой к собственному счастью, Спаситель не обещает, что путь туда будет легким и беспечальным. Когда Господь собирается отправиться на другой берег озера, к Нему подходит книжник и изъявляет готовность идти за Ним, куда бы Он ни пошел. Это очень красивые слова, но, видимо, этот человек не был готов отречься всех удобств или имел своекорыстные цели. Господь мягко обличает его, говоря, что Сын Человеческий не имеет, где главы приклонить. Он пришел послужить и пострадать ради людей, а не пользоваться от них славой, богатством и благоденствием, и последователей Своих призывает к подвигу самоотвержения. Невозможно следовать за Христом, будучи привязанным к имению, родственникам или комфорту, мало того, для этого нужно отречься даже от самого себя.

А другой человек подошел к Спасителю и говорит: «Я пойду за Тобой, но перед этим позволь мне похоронить моего отца». Это другая крайность: один имел решимость, но самоуверенную и незрелую, как апостол Петр перед отречением, а другой придумывает оправдания своей нерешительности, мол, нужно прежде дела закончить и с родными попрощаться. Но Господь говорит о том, что необходима решимость, ибо «никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). «Иди за Мной и предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – отвечает этому человеку Христос, и это очень сильные, даже жесткие слова. Но ведь и в самом деле, среди людей, с которыми мы общаемся на земле, очень много мертвых. Они могут быть умными, талантливыми, интересными и в то же самое время мертвыми для Бога и добродетели. Избави Господи считать мертвым какого-то конкретного человека, кого бы то ни было, об этом может судить только Всевышний, принимающий покаяние смертных и в последний миг их жизни. Но ведь и сами мы подчас умираем, когда забываем о Господе, забываем о своем высшем предназначении и с головой погружаемся в суетные дела этого мира. Не имея общения с Богом и обращаясь к тленному, душа неизбежно утрачивает данную ей Творцом глубину и свободу, начинает постепенно увядать и умирать.

Заканчивается сегодняшнее Евангелие такими словами: «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его». Дай Бог, чтобы и мы были настоящими Его последователями, чтобы мы имели, с одной стороны, решимость следовать за Господом, чего бы нам это ни стоило, а с другой, настроились на терпеливый труд и перенесение всех скорбей, искушений и трудностей на пути в Царствие Божие. Ведь именно преодоление трудностей очищает христиан от страстей, делает их верными, мудрыми и духовно зрелыми последователями своего Учителя.

Итак, войдем и мы в Его лодку и будем со Христом, куда бы Он ни поплыл, через все бури и трудности до самой гавани Царства Небесного, чтобы в этом пути воскреснуть из мертвых, родиться духовно, стать чадами света и любви и по долгу приобщиться той радости, тому вечному блаженству, которое уготовал Бог любящим Его. Аминь.

Произнесена 27 июня 2015 г. в субботу 4-й седмицы по Пятидесятнице за Литургией на подворье РДМ в Магдале.