Безразличие к вере и ревность не по разуму

Безразличие к вере и ревность не по разуму. Воскресная проповедь в Троицком соборе

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8, 31-34).

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали о том, как Господь исцелил двух одержимых людей, изгнав из них бесов. Бесы, которым было позволено войти в свиней, тут же погубили всё стадо в море, а люди, узнав о чуде и о гибели их достояния, испугались и всем народом просили Господа уйти из их страны.

Мы знаем, что есть много людей, которые беспечно живут земными интересами, пытаются обеспечить свое благосостояние и не задумываются о смысле жизни, не интересуются вопросами веры. При этом они догадываются, что хрупкий мир, который они построили и к которому привыкли, мир благополучия и комфорта может разрушиться, если они встретятся с истинами веры, столкнутся с духовной реальностью. Поэтому такие люди всячески избегают разговоров о вере, не ходят в храм и часто ищут повода, чтобы оправдать свое неприятие Церкви: якобы и верующие не такие, и священники грешные. И когда Господь из любви к ним пытается вывести их из этого опасного состояния, показывает им, как страшно зло удаления от Бога в его логичном завершении – бесновании, и являет в чуде Свою силу, которая может их защитить, эти люди пугаются. Они, подобно страусу, засовывают голову в песок и умоляют Бога, чтобы Он ушел из их мирка и не трогал их хрупкого благополучия. С беспечной наивностью они говорят Богу, как бесы: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий, зачем Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?» Неразумность такого поведения очевидна, потому что всем когда-то надо будет прийти к Богу с отчетом о проведенной жизни.

Но есть в мире особый святой город – Иерусалим, и особый святой народ, который был избран Самим Богом, чтобы показать миру истинное благочестие и образец правильных отношений с Творцом. Господь дал ему закон правды и поставил в такие условия, что исполнение заповедей Божиих было для него жизнью, а неисполнение – смертью. И так было много раз: они преступали повеления Господни, терпели бедствия и нашествия иноплеменников, но всякий раз, когда каялись, Господь принимал их под Свою защиту. В результате они привыкли к неукоснительному соблюдению закона, исполнению его многочисленных указаний и ритуалов, и по сей день среди них много ревнителей закона. Некоторые христиане по имени, не зная своей веры, соблазняются их ревностью в мелочах, восхищаются ей. Может быть, и в самом деле, здесь нам нужно искать праведности?

В сегодняшнем апостольском чтении пламенный Павел обличает иудеев в неразумии, причём делает это с любовью, как собственный народ, о спасении которого он день и ночь молится: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10, 1-2).

Он даже как бы хвалит их за то, что у них есть ревность, но называет её ревностью не по разуму. Она неразумна потому, что уже пришел Мессия и дал иной Завет, раскрыв всю глубину Завета прежнего, а они всё ещё остаются в прошлом. Почему так получилось? Апостол объясняет: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 3-4).

Ветхий закон был несовершенен, но он давал духу определенную направленность, и при этом у него была очень большая глубина, потому что под внешними указаниями и заповедями была сокрыта высокая цель – возлюбить Бога всем сердцем и всем помышлением, а ближнего, как самого себя. Эта заповедь уже тогда была им дана, но они не могли проникнуть в нее. Не будучи в состоянии постигнуть сути и духа закона, который хотел научить их справедливости, милости и любви, они пытались поставить свою праведность, т.е. уклонились в буквальное исполнение множества предписаний и «преданий старцев» и считали, что этим они спасаются. Таким образом, они и своеобразно понимаемой ими праведности не достигли, ибо всё исполнить невозможно, и правде Божией не покорились, потому что не поняли внутреннего содержания ветхозаветного закона.

Но, может быть, есть два вида праведности: одна ветхозаветная, а другая Христова, новозаветная? Увы, нет иной праведности, кроме праведности во Христе. Не поняв суть закона, они не смогли принять и его раскрытия в новозаветном откровении, ибо конец закона, т.е. его конечная цель и совершенство – Христос, и во Христе оправдание всякому верующему, будь то иудей или эллин. Закон был призван оправдать человека, сделать его праведным, но оказался бессилен без Христа привести человека к высшим состояниям духа. И хотя были в Ветхом Завете праведники, но были они только потому, что верили в грядущего Мессию Христа. Закон – это детоводитель ко Христу, и только когда достигается его конечная цель, он считается исполненным и упраздняется.

«Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим. 10, 5-8).

Праведность от закона была актуальна, когда Бог поставил условие иудеям: поступайте по Моим заповедям, тогда египтяне и жители Ханаана будут погибать, а вы будете жить. Праведность же от веры актуальна и сейчас. Говоря о ней, Апостол приводит слова из Второзакония, где сказано, что для исполнения заповедей Господних не нужно подниматься на небо или идти за море, чтобы получить скрижали, заповеди уже даны: «Весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30, 11-14).

Святитель Феофан Затворник поясняет, что, действительно, в Ветхом Завете заповедь была при устах каждого иудея, но она не была ещё в сердце, и здесь лишь указание на будущее. Пророки предвозвещали, что придет время Нового Завета, когда заповеди будут написаны не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца каждого верующего. Лишь Христос открывает сердечные идеалы, и лишь Дух Святой дает благодать и силы для сердечного исполнения заповеди о любви.

Но апостол Павел, развивая мысль о простоте исполнения заповеди, имеет ввиду уже новозаветные реалии, когда упор делается не на внешнее, а на состояние сердца: «не говори в сердце твоем». Т.е. не помысли в своем сердце: кто низведет Христа с неба или кто возведет Его из ада, Христос уже воплотился и воскрес. С момента принятия Крещения Дух Святой уже написал в твоем сердце новые законы и заповеди, которые осталось только воплотить в жизни.

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 9-10).

Вот два условия спасения, хотя, на самом деле, условие одно. Вера неотделима от исповедания, потому что если есть вера в сердце, то она не может не выражаться в словах, поступках и во всей жизни, и, напротив, по словам и поступкам можно судить о вере.

Итак, безответны иудеи, держащиеся за то, что невозможно исполнить и что давно устарело, а то, что легко и единственно необходимо для спасения – сердечную веру и исповедание, отвергшие. Но почему же большинство их не приняло веры во Христа, если это так легко, а продолжают держаться за отошедшие в прошлое предписания? Дело в том, что внешнее, какие-то конкретные указания исполнять проще, чем трудиться над своим сердцем, возделывать в нем нелицемерную любовь. Чтобы верить, нужно как бы парить над землей, идти по водам, возвышаться над человеческой логикой, борясь со своей ветхостью. И в этом смысле верить очень нелегко, иногда вкрадываются всякие сомнения. Поэтому Апостол и говорит: «Не говори в своем сердце: кто взойдет на небо Христа низвести», – т.е. не колеблись в вере, не подвергай сомнению, как Бог мог стать человеком, умереть и воскреснуть, это великие тайны, которые постигаются только верующим сердцем.

Таким образом, и этот, ревнующий о вере народ не достигает цели закона – оправдания во Христе. Одни люди, которых много и среди иудеев, и среди христиан, живущие этим миром и не заботящиеся о своей душе, боятся, что истина нарушит их покой, и тогда придется менять что-то в своей жизни, отказаться от «свиного благополучия». А другие, которые даже под страхом смерти не будут есть свинину, потому что Бог запретил, исправно следуя предписаниям древнего закона, боятся выйти за пределы своего мира. Конечно, это богатый мир, древний, но он остался в прошлом, из этого мира Бог ушел. Господь призывает нас идти выше и дальше, говорит: «Сын Мой! Отдай сердце свое Мне (Притч. 23, 26) и следуй совести и Евангелию». А они упорствуют в своей неразумной ревности, держатся мертвой буквы, гордясь избранностью и превозносясь над прочими. И те и другие не могут преодолеть ветхого человека с его страхами, не могут отцепиться от своего, чтобы получить то, что уготовал Бог любящим Его. Мы же, христиане, новый избранный народ Божий, будем ценить вверенный нам Господом великий дар веры во Христа и бороться с ветхим человеком, который, так же как и всем прочим, нашептывает о своем. Будем веровать во Христа Спасителя, чтобы эта исповедуемая устами и всей жизнью вера оправдала нас и сделала достойными сего звания и избрания чадами благодати, гражданами Царствия Небесного. Аминь.

Произнесена 7 июля 2015 г. в Неделю 5-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.