Духовное кровотечение

Духовное кровотечение. Субботняя проповедь

И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова (Мф. 9, 20-22).

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование об исцелении кровоточивой женщины. Двенадцать лет она страдала от своей тяжелой болезни и пыталась вылечиться земными средствами, но так ничего и не могла добиться, растратив на врачей и лекарства все свои средства. Но исцеление она получила только тогда, когда с верой прикоснулась к краю одежды истинного Врача и Подателя жизни – Господа нашего Иисуса Христа!

И мы все, грешные люди, страдаем. Страдаем от своих грехов. Один страдает от пьянства, другой страдает от безволия и распущенности, которые толкают его на блуд, третий страдает от гнева, или эгоизма, или зависти, или тщеславия, или лени и расслабленности. Если мы будем внимательны к себе, то каждый из нас увидит, что страдает от того или иного греха. И что самое печальное, грехи эти мы периодически повторяем, хотя и каемся в них на исповеди.

Грех – это духовное кровотечение, которое может продолжаться годами, постоянно нас ослабляет, обескровливает, делает полуживыми. Жизнь тонкой струйкой оставляет душу, а её место постепенно занимает смерть, погружая человека в ров уныния, какого-то бесчувственного оцепенения.

Как кровоточивая женщина была неисцельно больна, так и наши грехи не исцеляются никакими человеческими средствами, и ни один человек не избавит нас от них. Один лишь Податель жизни Христос в силах исцелить грешника от его греха, лишь Он способен воскресить умершую душу, при условии, что человек сам этого хочет.

Но кого Он исцеляет? Только тех, кто, подобно кровоточивой женщине, приближается и прикасается к Нему с верой. Остальная толпа, множество людей, которые стесняют Его, чего-то для себя выпрашивая, ничего не получают. Потому что они, не зная, чего просить, просят не того, просят, как говорит апостол Иаков, «не на добро, а чтобы употребить для своих вожделений» (Иак. 4, 3). Или просят умом, а не сердцем, просят вяло и не хотят ничего в себе менять. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8), – говорит о таких Господь, и очень часто это относится к нам.

Видимо, надо нам сперва перепробовать все свои средства, «побиться головой о стену», чтобы понять, наконец, слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Видимо, надо сначала разувериться, разочароваться в себе и своих силах, чтобы с искренней верой припасть к своему Спасителю.

А Господь зовет нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененныесвоими грехами, и Я упокою вас» (Мф. 11, 28). «Покайтесь, смиритесь до осознания своей беспомощности, просите, и Я избавлю вас от тяжкого бремени греха и дам Свое иго, благое и легкое».

Вот за это наше самонадеяние и смиряет нас Господь, попуская пребывать в тех же страстях или впадать в новые. Он проявляет долготерпение, ожидая, когда мы, подобно пророку Ионе во чреве китовом, со дна бездны уныния и отчаяния воззовем всем сердцем и всей душой к Могущему избавить нас от греха и от самих себя. Тогда Он даст избавление и Свой мир в сердца наши как залог блаженной вечности.

Мы же зачастую готовы скорее смириться с грехом, чем снова каяться. Но такой мир и такое смирение есть рабство, и конец его – смерть вечная, потому что грех – наш смертельный враг, который удаляет нас от источника жизни – Бога. Примириться можно только с мыслью, что сами по себе без Бога мы ничего не можем, что мы рабы неключимые, но Его рабы. Чтобы Господь пришел и победил всех наших врагов, мы должны с ними сражаться, и сражаться под Его знаменем. Для этого требуется решимость, мужество, труд, но не только…

Когда происходит чудо исцеления кровоточивой женщины, Христос чувствует, что «вышла из Него сила» (Мк. 5, 30). Всякий раз, когда Он исцеляет кого-нибудь, это требует от Него части Его Самого. Этот духовный закон крайне важен для нас. Для того чтобы совершилось чудо, победа над грехом и над самим собой, требуется, чтобы мы отдавали что-то от себя, от своей души. Если мы хотим быть воинами Христовыми, если мы хотим любить других людей, мы должны тратить самих себя, должны научиться отдавать и жертвовать, как Христос. Любящий свою душу в мире сем, т.е. оберегающий её от всяких трудностей, погубит её, а тот, кто отдает её без остатка в молитве и служении, оживит душу, Сам Бог исполнит её жизни.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, если в долгой борьбе с грехом без видимого результата мы изнемогаем, если иссякает наша ревность и подступает уныние, значит надо смириться до конца перед Господом и с покаянием просить у Него живой веры, просить не столько умом и словами, сколько сердцем и слезами. Тогда рухнет медная стена греха, заслоняющая от нас Бога, тогда взят будет от гроба души огромный камень уныния, упадут с её рук и ног путы страстей, и Господь воздвигнет душу, как четверодневного Лазаря, как юную отроковицу, для жизни, радости и славословия своего Творца и Избавителя! Аминь.

Произнесена 11 июля 2015 г. в субботу 5-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.