1468162279

В воскресные дни после схождения Святого Духа на апостолов Церковь Христова воспоминает сначала Всех Святых, потом Святых, в земле Русской просиявших, а сегодня, в третью Неделю по Пятидесятнице, мы чтим Вологодских, Санкт-Петербургских, Псковских, Нижегородских и Белорусских Святых. Потому что святые – это плод божественного сеяния Святого Духа, это ответ человека Богу, отклик земли на призыв Неба. И мы тоже призваны к святости, поэтому неслучайно апостол Павел всех верных называет святыми, т.е. посвященными Богу и имеющими цель уподобиться Творцу.

Чего ждет от нас Бог? Точного исполнения раз и навсегда установленных обрядов? Принесения кровавых жертв, которые хотят возродить нынешние иудеи? Конечно нет! Господь хочет, чтобы мы духовно развивались, чтобы мы восходили от силы в силу и достигли совершенства в доступной для каждого мере. Причём Он желает этого не для Себя, а для нас самих, потому что любит нас и хочет приобщить к Своему блаженству. И как хорошие родители дают образование детям не для своих каких-то целей, а потому что желают им благополучия в жизни, так и Господь ищет только нашего блага, нашей пользы.

Потому Бог избрал еврейский народ, дал ему закон и сделал его духовными яслями, детским садом, начальной школой для всего человечества, куда понемногу начали поступать дети и других народов. Там преподавались простейшие, основополагающие истины: что Бог един, Ему одному надо покланяться, а не идолам, и по-человечески относиться к другим людям. А потом Господь послал в эту школу совершенного Учителя – Господа нашего Иисуса Христа, и совершенного Воспитателя – Духа Святого, чтобы человечество, опираясь на богооткровенные истины, восходило к совершенству любви.

Но фарисеи, имевшие в первом классе этой школы главенствующее положение, не захотели слушать Христа и учиться дальше, чтобы поступить в университет, но подговорили прочих иудеев остаться в этом первом классе, где при малых требованиях они могли пользоваться своими преимуществами. А вскоре были выгнаны и из детского сада, потому что забыли даже основополагающую истину о почитании единого Бога, изобретя Каббалу и поклоняясь стихиям мира сего. Однако речь не о них, а о том, что Господь создал человека для бесконечного восхождения к совершенству, для чего в этой жизни ему необходимо пройти высшую школу святости.

В сегодняшнем Евангелии наш Наставник Христос учит Своих последователей верить в Промысл Божий и не заботиться о материальном, как язычники. Он призывает их поручить это любящему их Богу, а самим заниматься своим духовным образованием, развитием в себе образа и подобия Божия. Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а заботы о земном предоставьте Богу» (Мф. 6, 21; 33). Наши ресурсы – время и силы – ограничены, и когда мы направляем свои таланты на телесное, остаемся неполноценными и недоразвитыми духовно. Тогда мы не достигаем поставленных целей, а идеалы мельчают, и сокровище наше оказывается не на небе, а на земле. Гоняясь за материальными благами, мы деградируем, ниспадая из своего царского достоинства и рискуя «приложиться к скотам несмысленным и уподобиться им» (Пс. 48, 13).

Если мы заботимся о внешнем больше, чем это необходимо, то, во-первых, ничего не прибавляем к имеющемуся, потому что, как говорит Господь, даже на рост свой не можем повлиять. А, во-вторых, излишняя забота о насущном, как правило, переходит в излишества, когда мы начинаем искать модной одежды, самых изысканных блюд и удовольствий, для чего нужно много денег, теряем свободу и становимся рабами своих страстей.

Господь говорит, что невозможно служить двум господам: Богу и маммоне – богу богатства. Это два разных образа жизни, и как невозможно идти одновременно по двум дорогам, так невозможно и Богу служить, и угождать своим страстям. Идя путем земного благополучия и постоянно борясь со своей совестью, человек начинает испытывать неприязнь ко всему духовному, к Церкви, так что не может даже переступить её порог. Служение идолу сребролюбия лишает человека мира и радости, порождает постоянные заботы и страхи.

Господь хочет, чтобы мы были простыми и цельными, чтобы наше мировоззрение было гармоничным и сбалансированным, когда Бог стоит на первом месте, душа и ближние – на втором, а всё остальное занимает служебное положение. Такое целомудренное устроение дает человеку внутреннюю свободу, радость и правильную картину мира. «Светильник для тела есть око, – говорит Христос, – и если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Действительно, наше видение мира зависит от того, чисты ли мы внутри. Страсти затемняют наши очи, и мы видим искаженную картину. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», – по слову Апостола (Титу 1, 15), потому что грешник всех подозревает в грехе. Поэтому, дорогие братья и сестры, имея такого Учителя и возможность преуспевать в премудрости и разуме, будем стараться быть хорошими учениками Господа нашего Иисуса Христа и запечатлеем в своем уме и сердце замечательные слова и главную мысль сегодняшнего урока: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, т.е. оправдания пред Богом, а всё остальное приложится вам». Аминь.

Произнесена 10 июля 2016 г. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.