Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 22-33).

Апостол сегодня начинается словами: «братья, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1). Вера оправдывает всю нашу жизнь, она дает нам мир и правильное понимание жизни, благодаря вере мы ходим по этой земле уже не во тьме, но во свете. Эта простая, но глубокая мысль помогает нам понять сегодняшнее евангельское зачало, заключающее в себе великую жизненную мудрость.

Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Если око твое будет простым, чистым, то всё тело твое будет светлым; если же око твое будет нездоровым, лукавым, то всё тело твое будет темным». Око – это ум, наше восприятие окружающего мира, наше мировоззрение, а тело – душа. Ум может быть простым и лукавым, и от этого зависит, светлая у нас душа или темная. Простым он бывает тогда, когда занимает свое место, служа вере. Вера, откровенная Богом, указывает цель, а ум думает, как этой цели достичь. А лукавым ум становится, когда самонадеянно берет на себя функции веры, пытается заменить собой Бога, обо всём позаботиться, всё предусмотреть, что в принципе невозможно. Ум без веры наполовину слеп и глух, наполовину глуп и безумен. Вера и ум, как два необходимых полушария, и при отсутствии одного из них человек дезориентирован в жизни и не знает, для чего живет. Отсюда риторический вопрос: если сила ума без веры так ничтожна, то какова его немощь, если свет почти не виден, какова же тьма?

Ум без веры не видит промышления Бога о человеке, не видит готового пути в небесные обители и поддерживающей руки Отца Небесного, но полагает цели на земле и хочет всё добыть самостоятельно. Заботясь о пище и одежде для тела, он незаметно попадает в рабство телу и страстям, начинает поклоняться мамоне – матери всех страстей сребролюбию, полагает счастье в сытости и земном благополучии.

Слава Богу, мы все здесь верующие, но нередко ветхий ум пытается действовать по-своему, лукаво испытывает, судит Слово Божие, верно ли оно, ищет оправданий страстям и тяготеет к земному. Нередко мы хотим и Бога любить, и мирские страсти в сердце оставить. Поэтому Господь предупреждает нас, что невозможно служить двум господам: Богу и мамоне – как невозможно смотреть одним глазом вверх, а другим вниз, или следовать за двумя расходящимися в разные стороны людьми.

Чтобы под предлогом заботы о насущном мы не порабощали себя страстям, Христос говорит: «Не заботьтесь». Не заботьтесь о душе – что вам есть и что пить, потому что душа больше пищи, и о теле, во что его одеть, потому что тело больше одежды. Если Бог дал большее, Он позаботится и о меньшем, необходимом для его поддержания. Господь приводит в пример птиц, которые не сеют и не жнут, но Бог питает их, и полевые цветы, которые не трудятся и не прядут, но Бог их одевает лучше царей во всей их славе. Если Он заботится о малых птицах и однодневных цветах, неужели не позаботится о венце творения – человеке, которого поставил над всей тварью помощником Себе?! Но даже если будем заботиться обо всём этом, можем ли заменить во всём Бога, если мы не способны даже на рост свой повлиять?!

Итак, Христос призывает нас не заботиться о земном, обо всём том, чего ищут язычники, не верующие в любовь и заботу Творца, нашего Небесного Отца, Который знает, в чем нуждаются Его дети. Будем помнить, что все мы дети Божьи. Чем дети отличаются от взрослых? Дети верят в чудо, в счастье, в своих родителей, пользуются их защитой и опытом, а все свои силы и способности направляют на развитие и рост. Когда же вырастают, нередко начинают жить своим умом, рассчитывают только на свои силы и ставят себе земные задачи: заработать квартиру, машину и прочее – из-за чего постепенно деградируют как личности. Поистине, горе человеку от ума, от ума неполноценного, не просвещенного верой.

Поэтому Господь хочет, чтобы мы уподоблялись детям с их простотой и доверием, чтобы, доверяясь заботящемуся о нас Богу, обрели мир в сердце, избавились от страхов и забот о насущном. Тогда мы сможем высвободить силы для того, чтобы двигаться к достойной цели. Ведь серьезное дело требует сосредоточенности, концентрации всех сил. Если для того, чтобы поднять бревно, недостаточно одной руки, но надо освободить обе, то тем более, чтобы достигнуть небесных обителей, надо задействовать все силы души. Надо возлюбить Бога всем сердцем, всем умом и помышлением и не оборачиваться вспять, к мирским утехам. Ум, исполненный земных помышлений, не может крепко верить, а нечистое и несвободное от страстей сердце не способно по-настоящему любить.

Самая же главная мудрость этого обращенного к нам наставления Спасителя: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, а остальное приложится». Вот истинная и единственно достойная цель жизни, указываемая верой. Видя, что человек стремится к этой изначально, ещё в творении заложенной цели, Бог приложит не только материальное, но и здоровье, и саму жизнь продлит, и Духа Своего пошлет, наставляющего на всякую истину.

Кто-то может спросить: «Как же не заботиться о земном, не Бог же будет всё это за нас делать?» Конечно, живя в этом материальном мире, мы вынуждены заниматься необходимыми делами, но они не должны выходить у нас на первый план и загораживать собой Бога. Как говорит святой апостол Павел, время лукаво, образ века сего проходит, поэтому имеющие должны быть, как не имеющие, и заботящиеся, как не заботящиеся (ср. 1 Кор. 7, 29).

Итак, с миром в душе, подобно детям, в простоте веры прежде всего будем искать в жизни Царствия Божия и правды его, а об остальном позаботится наш Небесный Отец. И будем верить, что непременно найдем, ибо Сам Христос обещает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11, 10). Аминь.

Произнесена 21 июня 2015 г. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.