Овцы Мои слушаются голоса Моего

1465227476

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 27-37).

Сегодня в Евангелии Господь говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего». Наш Пастырь Христос сравнивает нас, верующих в Него, с овцами. Похвально ли быть овцой среди людей? Наверное, не очень, потому что это животное часто ассоциируется с глупостью, пассивностью, животными интересами. Но быть овцой Христовой – это высшая похвала для христианина, потому что, каким бы умным и самостоятельным человек ни был, всё равно по сравнению с Богом он подобен неразумному животному, которое беззащитно перед тем, что случается в этом мире, и даже не знает, куда ему идти.

В отличие от животных, у которых жизненная задача проще и ограничивается выживанием, насыщением и продолжением рода, человек создан Богом для саморазвития, бесконечного совершенствования, и цели перед ним стоят великие, даже превышающие его силы. Для этого Господь дал человеку разум, дал ему свободу воли, наделил высшей организацией чувств. Однако умножение вариантов развития и возможных духовных путей делает эту задачу для человеческого ума и сердца почти непосильной. Поэтому мудр человек, который в жизни следует зову Творца, руководству всеблагого и премудрого Бога, черпая разум и силы в Его благодати.

Счастье и радость, для которых нас создал Господь, достигаются на пути нравственного совершенствования и уподобления Богу, подражания Ему в добре, справедливости, милосердии и любви. Христос, Сын Божий, Который есть «Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14, 6), пришел, чтобы провести нас этим коротким путем к блаженству вечной жизни. И тот, кто следует за Христом, неся крест исполнения Его заповедей, обретает обильные пастбища, неисчерпаемые вечные блага. Таких Господь и называет Своими овцами, слушающими Его голос.

Голос Христа мы слышим в Евангелии, открывающем нам путь к духовному совершенству. Но самое главное, этот голос звучит в нас самих, в нашем уме и сердце. Ещё при сотворении человека Господь вложил в него неподкупную совесть, нравственный закон, способность различать добро и зло. И если мы делаем доброе, то ощущаем в своем сердце радость, как поощрение за добро. А всякое зло, даже если это неправильные помыслы, просто нехорошие о ком-то мысли, приносит душе смущение и расстройство. Таким образом, Господь воспитывает человека, ведет его, уча путям жизни.

Поэтому Христос говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мной. И Я дам им жизнь вечную». Действительно, мы не творцы этого мира, но лишь пользователи, и ум должны направить на то, чтобы понять свой путь в этой жизни. Поэтому скорее не мы ищем и находим Бога, а Он нас ждет с любовью, призывает и ведет за Собой, защищая от всякого зла. И наша задача лишь в том, чтобы, отвергнув злое и избрав доброе, последовать за Господом. И, как говорит Он Сам, никто не может вырвать нас из Его руки, тех, кто пошел за Ним, ибо кто может тягаться с Богом?! Сын и Отец – одно, и Христос призывает нас составить одно целое с Ним, и с Отцом, и с Духом Святым. А для этого нужно научиться жертвенной любви, которая соединяет и восполняет всё недостающее, в отличие от эгоизма и греха, сеющих смерть и разделение.

Сегодня в Евангелии мы слышим, как иудеи не верят Христу. Они хотят побить Его камнями, как бы из ревности о Боге, за то, что Он называет Себя Сыном Божиим. Но на самом деле они не способны слышать голоса Божия в своей совести и в Писании и поэтому не могут понять, о чем говорит Христос. Они ослепли, оглохли сердцем, потому что страсти властолюбия, сребролюбия и сластолюбия затмили, притупили в них человеческую способность внимать Богу.

Тогда Христос говорит им: «Хорошо, вы не верите моим словам, поверьте Моим делам, потому что Мои дела не расходятся со словами. Я говорю о любви, о милосердии и делаю то же самое. Мало того, это не просто добрые поступки хорошего человека, но чудеса, свидетельствующие о силе Божией. Бог благословляет их как осуществление Своей воли на земле, потому что такие великие дела не может творить никакой человек, если не будет с ним Бога».

И конечно, Христос, «сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк. 24, 19), ждет и от нас этой цельности, чтобы дела наши не расходились со словами, с верой. Мы сами, если идем за Христом, являемся делами Божиими, чудом будущего века, и Господь нуждается в нас, чтобы проповедовать благую весть Царствия Небесного в этом мире. И если мы соответствуем христианскому предназначению, если имеем в себе любовь друг к другу, милосердие, человечность, то проповедь Христова успешна в этом мире.

И поэтому будем стараться быть настоящими христианами, «станем любить не словом или языком, а делом и истиною» (1 Ин. 3, 18), чтобы и другие люди открыли Христа как Путь, и Истину, и Жизнь. Чтобы они нашли дорогу к Богу, Который дает всем жизнь и изобилие без ограничений, столько, сколько кто может вместить. Аминь. Христос Воскресе!

Произнесена 4 июня 2016 г. в субботу 5-й седмицы по Пасхе на Литургии в храме пророка Илии в Хайфе.