Чудо единения в любви

1466272552

Святая Церковь поминает сегодня всех от века усопших православных отец и братий наших.

В сегодняшнем Евангелии[1] Господь, трижды спрашивая согрешившего и покаявшегося Петра: «Любишь ли ты Меня», в ответ на его смиренное исповедание заповедует ему: «Паси овец Моих». Этим Христос показывает нам, что лучший способ доказать свою любовь к Богу – это заботиться о Его чадах, о тех, кто нуждается в нашей помощи – живых и усопших.

Всякое живое существо рождается, набирает силы, переживает расцвет, а потом угасает и умирает. И только душа человеческая, будучи однажды сотворена, уже никогда не умрет. Однако и ей Господь дает ограниченный срок, когда она может изменять себя и окружающий мир к лучшему – время земной жизни. Это время и власть творить добро даются человеку для определения своего места в вечности и заканчиваются со смертью тела.

В этой жизни мы – властители и господа, а Христос выступает в роли смиренного служителя и просителя. Господь подает нам всё необходимое для жизни и преуспеяния в добродетели, а Сам лишь смиренно просит за Своих чад, вменяя добро, которое мы им оказываем, в милость Самому Себе. И, конечно, Он не смеет принуждать нас к чему-либо, уважая наше царственное достоинство и свободу. Но в какой-то момент эта возможность творить будет взята от нас, и тогда нам останется надеяться только на свои дела и на милость Божию, а также на любовь тех, кто получит власть творить добро после нас.

За время своей земной жизни мы должны развить в себе духовное измерение, от внешнего постепенно переходя к внутреннему, и стяжать добродетели: мудрость, смирение, терпение, жертвенность и любовь, необходимые для вечной жизни. Иногда Господь смиряет людей, деятельно творящих добро. Он укладывает их на одр болезни, чтобы они научились не надеяться на свои силы и добродетели, смиряться, молиться, принимать любовь от других и жить больше духом, чем телом и душой. Ведь телесная деятельность когда-то закончится, и только духовный итог жизни, только любовь будут иметь решающее значение. Поэтому Христос говорит апостолу Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21, 18).

И сегодня эти слова напоминают нам о том, что умершие, не могущие уже ничего решать относительно своей участи, нуждаются в нашей заботе и молитве куда больше, чем беспомощные дети или старики. Их время действовать прошло, и они просят нашей милости и любви. И «как очи рабов обращены на руки господ их, и очи рабы смотрят в руку госпожи её» (Пс. 122, 2), так и умершие ждут от нас милостыни духовной, ждут, что мы позаботимся о них.

Да, наши добрые поступки работают на нас, и сделанное другим добро возвращается. Но сколько будут нас помнить, сколько ещё будут жить на земле знавшие нас? Не все смогли оставить яркий след в истории, чтобы их помнили веками, не у всех есть даже верующие родственники. По этой причине Святая Церковь накануне великого праздника Пятидесятницы установила особое всеобщее поминовение – Вселенскую родительскую субботу, когда мы молимся не только о родителях, но и обо всех вообще почивших во Христе. Причём время этого поминовения выбрано не случайно.

Какова цель пришествия Господа в мир, и в чем оправдание самого существования Церкви на земле? «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», – по слову Христа (Ин. 17, 21). Это и начинает осуществляться в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сходит на Апостолов, а в их лице и на всех верующих. Это – исполнение пророчеств о Новом Завете Бога с человеком, торжество любви, которое постепенно раскрывается в истории и соединяет, казалось бы, несоединимое: неприступного Бога и тварного человека. Перед чудом Пятидесятницы Церковь молится обо всех своих чадах, особенно усопших, как бы растирает онемевшие члены, чтобы кровь Христова прошла по всем капиллярам и оживотворила всё тело, чтобы благодать Святого Духа посетила каждого верующего.

Сегодня в Евангелии Господь говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца… все, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день» (Ин. 6, 37-39). Для Господа все дóроги, нет никого лишнего и нежеланного, за каждого человека Он готов ещё раз взойти на Крест. Поэтому и мы призваны смотреть на всех людей: живых и усопших, праведников и грешников – как на детей Божиих. Церковь – одно тело, а поскольку состояние одних его частей не должно быть безразлично другим, мы молимся об усопших её членах, чтобы любовь восполнила все недостатки.

Да, в жизни человек может натворить много ошибок, и сами мы грешные, но нет невозможного для Бога. Мы верим в целительную и очистительную силу благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей». В день Пятидесятницы Дух Святой, сошедший на немощных, боязливых и неграмотных учеников Христовых, сделал их сильными и неустрашимыми свидетелями Истины, мудрыми Апостолами, говорящими на всех языках. Это же великое чудо! Это новое творение, рождение Церкви, когда Господь влагает в нее дыхание жизни, оживотворяет её, и она начинает свое победоносное шествие по миру. Неужели Господь, Который воскрешает из праха тела человеческие, не может живую душу усопшего очистить от недостатков и переселить в Небесные Обители? Конечно, может, по молитвам Церкви! А от нас это требует вселенского сознания, понимания Церкви как единого целого, частью которого мы являемся, и любви в виде молитвы, молитвы за всех. Потому что, когда мы молимся не только за своих почивших родных, а за всех людей, принявших Христа, наша любовь возвышается и становится духовной. Тогда Господь, желающий спасти каждого, в этой соединяющей души любви обретает повод и основание помиловать и ущедрить всех Своих чад, живых и усопших, и наполнить Свой пир возлежащими. Аминь.


[1] Ин. 21, 15-25.

Произнесена 18 июня 2016 г. в Троицкую родительскую субботу на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.