В эти дни мы празднуем Вознесение, и хотя сегодняшний воскресный день посвящен Отцам I Вселенского Собора, когда была повержена страшная ересь Ария, хотелось бы поговорить о чудном празднике прославления Воскресшего Христа и нашего восхождения на Небо.
Этот праздник, который начался после отдания Пасхи, а закончится непосредственно перед Троицкой родительской субботой, отмечается Церковью десять дней, уступая по длительности лишь Воскресению, Рождеству и Крещению Господа. Это не случайно, потому что Вознесение Христа – чрезвычайно важное и, можно сказать, ключевое событие домостроительства нашего спасения.
В кондаке праздника мы поем: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш». Господь Иисус Христос воспринимает наше естество, чтобы, пострадав за всех, возвысить каждого до состояния бога по благодати. После славного Воскресения Господь обладает преображенной, но ещё не прославленной плотью, почему и говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17).
Но вот пришло время прославиться Сыну Человеческому. Господь возносится во славе на Небо и садится «одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1), вознося к Богу Отцу и нашу природу. Помимо божественной власти, которую Он всегда имел как Бог, Христос приобретает власть как человек. Он прошел через все страдания и искушения и потому может судить живых и мертвых, насколько они соответствуют поданному Им примеру.
Перед Своим славным Вознесением Господь передает Своих учеников и последователей водительству Святого Духа. И если Христос – это единство всех в Боге, обожение человеческой природы и высокий образец поведения в жизни, то Дух Святой каждого человека ведет к его личному совершенству, работает с каждым человеком индивидуально. И именно этого события мы ждем через неделю, схождения Утешителя Духа на человечество, рождения Святой Церкви. А, устроив всё на земле, Господь возносится и подготавливает нам небесные обители. Отныне дом наш на Небе, там мы родные святым и свои Богу, а здесь лишь странники и пришельцы. И это осознание, что там наша родина, там свет, любовь и радость никогда ничем не омрачаются, поддерживает нас в жизненных скорбях и неурядицах.
Возносясь на Небо, Христос не перестает благословлять нас, и это значит, что Он всегда с нами, невидимо здесь присутствует и помогает жить на земле по небесным законам. Вознесение символично, ибо передает идею небесного служения Церкви на земле. Своими таинствами и богослужениями Церковь Божия помогает нам возноситься над суетой и обращаться к Богу, умом и сердцем пребывая на Небе.
Особенностью праздника является его вселенский масштаб, едва охватываемый духовными очами. Ногами смирения мы стоим на земле, а умом веры и богомыслия возносимся до небесных обителей, до самого Престола Божия. Мы взываем к Богу из своего малого сердца, а в Духе Святом призваны охватить всю вселенную. Находясь во времени, на этой неуловимой грани между ещё не бывшим и уже прошедшим, мы, в тоже время, сердцем своим приобщаемся блаженной вечности.
Но хотя в Боге наше спасение совершилось, и в Царстве Небесном, где время остановилось, все праздники слились в одну великую радость, человеку полезно помнить об этих этапах спасения во Христе и последовательно восходить ко Господу. Сначала мы ждем Рождества Христова, потом готовимся к Великому посту, а постом трудимся в ожидании Страстной седмицы и Воскресения, после чего ожидаем Вознесения и сошествия Святого Духа. И всякий раз, духовно переживая эти события, мы постепенно внутренне растем, восходя путем совершенства. Как будто в нашем сердце рождается Христос, как будто мы сами с Ним страдаем, воскресаем, возносимся на Небо и сподобляемся благодати Святого Духа.
В Боге нет движения, как говорят богословы, начиная с Дионисия Ареопагита, потому что движение бывает от несовершенного к совершенному, а Бог совершенен и потому всегда пребывает в покое. Человек же, напротив, всегда находится в движении, и если не стремится к идеалу, то либо достиг совершенства, что невозможно ни в этом веке, ни в будущем, либо остановился и духовно не растет. А остановка всегда есть начало падения, оставление своих позиций.
Поэтому Вознесение Господне – это праздник бесконечного стремления к Богу, когда мы уже не на земле, но ещё и не на Небе. Человек – венец творения, он поставлен над всей тварью и призван подниматься над вещественным в служении Богу. Но на этом пути мы не достигли ещё обожения во Христе, не достигли своего высочайшего предназначения. Возвышаясь, как христиане, над временным, мы не достигли ещё блаженной вечности. Этот путь открыл нам Сам Христос, Который есть Путь, и Истина, и Жизнь. И хотя восхождение это бесконечно, потому что нет предела совершенству, однако, приближаясь к Богу, мы с каждым шагом всё больше становимся подобными своему Творцу, а значит, радостнее, светлее и блаженнее. Это гарантия нашего внутреннего наполнения, духовного счастья и радости, которым не будет конца, потому что и в Царствии Небесном все святые бесконечно устремляются к Богу.
Поэтому отныне наше жительство должно быть «на небесах, куда предтечею за нас вниде Христос» (Евр. 6, 20). И если мы, как апостолы при Вознесении Господа, внимание своего ума и сердца будем всегда обращать ко Христу, благословляющему наше христианское восхождение в добре, то не со страхом, а с радостью будем ждать Его возвращения, подобно первым христианам взывая из глубины сердца: «Ей, гряди, Господе Иисусе!» А в славное Его Второе Пришествие, когда Христос вернется «на облаках с силою многою и славою» (Мк. 13, 26), «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фесс. 4, 17). Аминь.