Сегодня особенный день в жизни нашей Церкви, она радостно и торжественно отмечает день святой Пятидесятницы, потому что это праздник Святой Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа. И это день рождения самой Церкви.
Мы знаем, что Бог Отец сотворил человека по образу и по подобию Своему из персти и вдохнул в него дыхание жизни. Но человек отпал от райского блаженства, вкусил смертоносного греха, и тогда Сын Божий стал Сыном Человеческим и воспринял наше естество, чтобы избавить нас от вечной смерти. Воскреснув из мертвых, Христос вознес наше естество на Небо и открыл путь туда всем желающим спасения. Но чтобы идти этим путем, наша человеческая природа нуждается в помощи, в советнике и проводнике, в укрепляющей силе Святого Духа. И силу эту Господь, как и обещал, дал сегодня Своим ученикам и апостолам и всем Своим последователям в Сионской горнице. Через десять дней после Вознесения и на пятидесятый день по Святой Пасхе, когда иудеи празднуют получение ветхозаветного закона, мы празднуем сошествие на верующих Святого Духа. Не буква закона, которая мертвит, но Дух благодати и истины имеет власть спасать души человеческие, и с того дня Он всегда пребывает в Церкви и на её истинных чадах.
Дух Святой сошел на апостолов и укрепил, дополнил, преобразил человеческое естество, сообщив апостолам сверхъестественные способности. Из робких учеников Христовых, которые боялись выходить из горницы «страха ради иудейска», которые сами нередко колебались в вере, в чем Господь их неоднократно укорял; вот эти самые люди становятся мудрыми и неустрашимыми проповедниками веры Христовой по всей вселенной. Они без боязни проповедуют истину и способны теперь и других научить, чудесно прославляя Христа на всех языках.
Можно сказать, что в благословенный день Пятидесятницы происходит обновление или второе творение мира и человека. Без наполнения Духом Божиим человек несовершенен, неполноценен, будучи ветхим, он должен родиться свыше, чтобы стать новой тварью во Христе. В первом творении Адам сначала был подобен животным и лишь после того, как Господь вдохнул в него дыхание жизни, стал венцом творения. Так и до личной Пятидесятницы каждый из нас остается ветхим, не рожденным от Духа для истинной жизни. Сошествие Духа Божия оживотворяет, одухотворяет единомышленников и делает их телом Христа, Церковью, которую не одолеют врата ада. Теперь они уже не от мира сего, не от плоти и крови, но от Бога рождены и, подобно мифическим полубогам-героям, неуязвимы для сил зла, потому что души их наполняет Всесильный Бог.
Дух Святой – это Утешитель, Дух Истины, Которого Христос обещал послать Своим последователям, чтобы укрепить их в подвиге и напомнить им все, чему Он их учил. Дух Святой учит нас жить по правде и любви, потому что любовь – это закон, на котором зиждется вся вселенная, который господствует в Самой Святой Троице, где Отец, Сын и Дух Святой полностью как бы растворяются в любви друг ко другу, и из любви же творят и поддерживают весь мир. Любовь объединяет людей и делает их блаженными в своей самоотверженности, и Дух Святой тоже объединяет, делает совершенными в любви, потому что Дух Святой есть Бог, а Бог есть любовь.
Сегодня мы воочию видим исполнение первосвященнической молитвы Христа, где Он молится, чтобы все Его ученики были духовно едины, стали одним целым, как Он с Отцом и Духом. Если Адам был создан индивидуально, то в Пятидесятницу Бог создает одну Церковь из многих людей, к которым потом присоединится всё разумное человечество. Это говорит о том, что рождение в Духе Святом невозможно вне Церкви, без её благодатных таинств. С другой стороны, собирая нас в единой Церкви, Господь каждого из нас ведет ко спасению индивидуально. Пламенные языки в день Пятидесятницы разделились по числу Апостолов. Это означает, что Господь дает благодатные дарования каждому по его силе и способности вместить, что Дух Святой руководит и совершенствует каждого отдельного человека, приближая его к святости. Дары Духа различны, потому что служения в Церкви тоже различны, как говорит апостол Павел, и каждому из нас в Святом Крещении были даны особые таланты, чтобы мы их развили и преумножили, а на них приобрели истинную любовь.
Но видим ли мы в себе эти плоды Духа, преумножили ли духовные дарования, познали ли Духа Святого в своем сердце? К сожалению, Святой Дух, «везде сый и вся исполняй», со дня Пятидесятницы всегда пребывающий в Церкви и её животворящий, Которым мы были крещены в купели, не занимает в нашем сердце главного места. Видимо, мы часто живем другим и иным духом руководствуемся в своей жизни, лишь формально исповедуя веру в Отца, и Сына, и Святого Духа.
Что же нам делать? Такой вопрос задали иудеи, обращенные проповедью апостола Петра, когда он, тот самый, кто прежде, убоявшись отроковицы, трижды отрекся от Христа, обличал теперь всё множество иудеев в убийстве Праведника – Мессии Христа. И на их вопрос он ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа». Все мы получили Святое Крещение во Христе и Духе Святом, и если не сохранили данное нам сокровище благодати, будем каяться, чтобы исправиться духовно, чтобы благодатью Духа переродиться в новую тварь во Христе Иисусе.
И сегодня мы впервые после Пасхи совершим коленопреклонение и помолимся Богу, в Троице поклоняемому, чтобы Он простил наши грехи. То, что мы были невнимательны к веянию Святого Духа в нашем сердце, что не развили наши дарования, погребая их под житейской суетой, что поступали часто не по совести и не по вере. Мы помолимся Господу и о всех от века усопших, чтобы Он простил им совершенные по общей нам дебелости и ветхости естества грехи, вольные и невольные. И сегодня мы будем просить Господа в этих молитвах, чтобы Он послал Духа Своего Святого, чтобы согрел наши сердца теплотой веры, освятил наши умы светом Истины, вдохнул в нас дух любви к Богу и человеку.
Мы верим, что это непременно произойдет, потому что Дух живет в Церкви и в верующих, и разве может Господь не дать Духа Святого просящим у Него с верой и терпением?! Благодатию Божией мы уже не такие, как люди века сего. Отечество наше на Небесах, и сердце стремится к Богу, но чтобы духовное рождение завершилось, нужно ещё много потрудиться под водительством Духа. И потому сегодня мы с верой и радостью молимся: «Душе Святый, Утешителю благий и истинный, прииди и вселися в ны и спаси души наша». Аминь.