Духовное зрение и греховная слепота

1465154920

Нынешнее воскресенье называется Неделей о слепом, и сегодня в Евангелии[1] мы слышали повествование о том, как Господь исцелил слепого от рождения. Причём этот человек вместе с телесным зрением обрел и зрение духовное, потому что узнал Самого Христа Спасителя. А зрячие фарисеи отказывались верить своим глазам, были как бы слепыми, потому что прежде ослепли духовно. Так исполняются слова Христа: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).

Действительно, Христос – это пробный камень, это эталон духовного здравия, и об этот «камень соблазна» разбились те, кто уклонился от правильного внутреннего устроения, как отдельные люди, так и целые религии.

Мы знаем, что есть мир видимый, в котором мы живем и который очень хорошо знаем, и есть мир невидимый, мир души. И как важно в видимом мире иметь глаза, чтобы не падать и видеть, что происходит вокруг, так, и ещё более, важно иметь зрение духовное. Чтобы видеть, где ровный путь, а где пропасть, где добро, а где зло, чтобы понимать, что происходит с нашей душой. Вера, подкрепленная знанием Священного Писания и Предания Церкви, дает правильное видение и задает верную систему координат. И как в этом мире есть солнце, в свете которого мы всё видим и чувствуем себя уверенно, так и в духовном мире есть Бог – Солнце Правды. Он согревает и просвещает наши души, и если мы удаляемся от Него, то попадаем в область враждебной для нас тьмы.

Но есть люди, у которых эти душевные очи слепы или повреждены, так что они либо ничего не видят, либо видят всё искаженно – это атеисты, неверующие, всякого рода иноверцы и сектанты. Трудно привести пример, как можно так извратить обычное земное зрение, чтобы оспаривать, например, роль солнца в жизни мира. Но в наше время это проще: если раньше люди вставали и ложились по солнцу и очень сильно зависели от него, то не так давно появился электрический свет, без которого для нас теперь жизнь не жизнь. А нынешняя молодежь день и ночь сидит в компьютере, погружаясь в некую иную реальность и совершенно уходя от действительной жизни.

Эта глазная болезнь – духовная слепота – может достаться человеку «от рождения», по наследству, например, у иноверцев, а может развиться от жизни не по вере, как это случилось с фарисеями. Они имели Богом данную веру и знали первую заповедь Творца о том, чтобы не было у них иных богов, кроме Бога истинного. Тем не менее, не служа языческим божествам, они поклонялись идолам своих страстей. Страсти ослепили их духовно, и они распяли Спасителя мира, Того Мессию, Которого богоизбранный народ ждал на протяжении многих веков.

Трагедия фарисеев должна стать для нас уроком, примером того, как потакание греху постепенно искажает и убивает веру. Мы должны научиться дорожить вверенным нам сокровищем веры и жить в соответствии с ней, ибо послабление страстям и порокам может духовно ослепить нас и сделать беспомощными в духовном плане. Неслучайно поэтому Святая Церковь поставляет нас с вами на место этого слепорожденного человека. «Душевныма очима ослеплен, – поем мы в кондаке праздника, – к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

Действительно, хотя мы имеем этот свет, но не очистились от греха, а значит, не до конца просветились. Поэтому мы сознательно приближаемся к свету, который изливается из Евангелия, пронизывает нас в Святых Тайнах, озаряет нашу духовную сущность, когда мы стараемся исполнять заповеди Господни. Свет Христов помогает увидеть грехи и недостатки, озаряет изъяны, чтобы мы могли их исправить. Господь светом Своим показывает нам трещины в сосуде души, куда уходит, просачивается благодать, Его дары. Бог, как любящий Отец, дает Своим детям все, что есть у Него, всё Свое достояние, но принять и усвоить, вместить в себя мы можем малое. И жизнь дана нам на то, чтобы расширить свое сердце для любви, сделать его способным вмещать больше духовных благ Христовых.

Да, евангельский свет, Свет Воскресения, ясно указывает нам дорогу, но часто мы забываем рассмотреть в этом свете самих себя. А это необходимо, ведь мы можем быть связаны путами страстей, парализованы неприязнью к ближним, больны эгоизмом. Цель видна, но идем ли к ней, или, может, вместо того, чтобы стремиться к совершенству, стоим на месте, или лежим, или спим, или даже умерли? А может быть, просто чего-то ещё не постигли, не увидели? Возможно, в этой частичной слепоте от рождения не виноваты ни мы сами, ни наши родители, но Господь призывает нас прозреть к вящей славе Божией.

Всё возможно Богу, дарующему зрение слепорожденным и воскрешающему мертвых. И пока есть день, т.е. пока мы пребываем в этой жизни со Христом, Он будет в нашей душе творить дела Пославшего Его. Пока с нами Христос, мы можем всё изменить, и чудеса, о которых читаем в Евангелии, будут совершаться и в нашей душе, делая её блаженной наследницей Царства Небесного. «Посему сказано, восстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Аминь. Христос Воскресе!


[1] Ин. 9, 1-38.

Произнесена 5 июня 2016 г. в Неделю о слепом на Литургии в храме пророка Илии в Хайфе.