О Промысле Божием. На память праведного Иова

В день, когда святая Церковь воспоминает праведного Иова Многострадального, уместно поговорить о Промысле Божием, направленном на спасение душ человеческих.

Сегодня в Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 22, 40). Сын Божий пришел на землю, чтобы исполнить замысел Бога о спасении всякого человека, которое заключается в принятии Сына как воплощение Бога Отца в человеческой природе. «Увидеть» Сына и воспринять, запечатлеть Его образ и дух в своей душе и означает спасение. Так Христа видели сердечными очами все ветхозаветные праведники, хотя никогда не встречались с Ним в жизни. «Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!» (Иов 19, 25-27).

И наоборот, фарисеи видели Христа, но не приняли Его сердцем, потому что водились иным духом, тем, что не от Бога. В ответ на их ропот Христос говорит: «Не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 22, 43-44). Кого же привлекает Отец к Сыну? Того, кто способен Его постигнуть, у кого душа созвучна Богу, жаждет правды, любви, добра, жертвенного служения ближнему.

Сегодня в Деяниях святых Апостолов мы видели замечательный пример действия Промысла Божия в крещении евнуха апостолом Филиппом. Евнух, вельможа царицы Ефиопской, был талантлив – не зря ему доверили все её сокровища. Однако он не искал богатства и других человеческих утех, в которых, как скопец, был ограничен Промыслом Божиим, но был благочестив и имел жажду познания истины. «Всякий просящий получает, и ищущий находит» (Мф. 7, 8). Тот же Дух Божий, влекший евнуха к познанию Истины, посылает к нему апостола Филиппа, тайносовершителя духовного рождения. В то самое время, когда этот человек задумывается над смыслом Священного Писания, пытаясь узреть между его строк Спасителя, ему посылается человек, открывающий глаза на смысл ветхозаветных пророчеств. Он же подает евнуху и духовное рождение, единственное условие которого – искренняя вера во Христа как Сына Божия.

«Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян. 8, 39). В Крещении мы познаем Бога в себе, в своем сердце, и радость этого познания является залогом веселия вечного. А новорожденных Своих последователей Бог особенно опекает, подавая словесное духовное молоко и вознаграждая радостью за каждый правильный шаг.

Однако духовная жизнь это не только и не столько радость, сколько рост через преодоление трудностей, и Промысл Божий в каждый момент времени ставит нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра и через это восходить к совершенству. Некоторые детали Промысла приоткрываются, когда мы, оборачиваясь назад, видим, как малое зло предотвращает большое, или как труд приносит опыт, а в страданиях и искушениях душа становится духовно зрелой. Однако глубины божественного Промысла непостижимы для нашего ограниченного разума. Примером тому является житие праведного Иова.

С точки зрения человеческого благочестия он был безупречен: верил в Бога, во всём был праведен и пользовался всеобщим уважением, даже за своих дружных и благополучных детей еженедельно приносил жертвы. Но цена добра, не проверенного на подлинность в огне испытаний, невысока, это не цена золота, искушенного в горниле. Поэтому Бог попускает клеветнику, ибо именно так переводится с греческого слово «диавол», испытать Иова и тем утвердить его в добре. Так Промысл Божий всегда зло направляет на служение добру.

Сначала диавол клевещет на праведника: «У него всё есть, потому он и верен Богу». Господь разрешает отнять у него все внешнее: дома, скот и даже любимых детей, – но вера Иова глубже: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21). Тогда диавол говорит, что он благочестив, пока здоров, и Бог разрешает отнять и здоровье, запрещая лишь касаться его души. Праведник заболевает проказой, вынужден удалиться от общества, стать изгоем, жена его, страдая, подозревает мужа в тайных грехах и от отчаяния советует похулить Бога и умереть. Но святой Иов снова остается на высоте: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).

Наконец, к нему приходят друзья, чтобы утешить, но причиняют праведнику новую боль, потому что очень упрощенно понимают причину его страданий. Как, наверное, и мы бы с вами теоретически рассуждали: все мы не без греха, значит и Иов грешен. И, хотя они видимо защищали Бога, Господь осудил их именно за несправедливое обвинение праведника в грехе, а страдальца, защищавшего свою невиновность, оправдал.

В своем порыве души к истине Иов дерзает судиться с Богом, спорить с Творцом, на что не имеет права творение, каким бы праведным оно ни было. Однако в конце беседы кается и говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42, 5-6). Страдание возвысило его, в общении с Творцом у Иова теоретическое видение сменилось духовным познанием, и он увидел в Боге своего Спасителя. По велению Господа Иов принес жертву, чтобы простилась неправда друзей, после чего исцелился. Он имел других 10 детей, прекраснее прежних, и получил все блага вдвойне, прожив после этого ещё 140 лет.

Таким образом, книга Иова учит нас непостижимости Промысла Божия, чтобы мы не дерзали думать, что в состоянии до конца постичь пути Господни. Считать себя грешным можно и нужно, связывать свои неудачи с грехами тоже, но других мы должны оправдывать, а не судить.

Итак, смысл, цель всей Священной истории в том, чтобы каждый человек познал Христа – воплощение любви на земле, Посредника между Богом и людьми. Сам Спаситель говорит: «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 22, 45). Нам, родившимся в новозаветные времена, дано преимущество знать Христа, великая милость видеть Господа Иисуса и пользоваться плодами Его спасительного подвига. Поэтому, когда при виде незаслуженных страданий, смертей и прочего зла в мире человеческий помысел будет искушать нас, обвиняя Бога в безразличии, посмотрим на крестные страдания безгрешного Агнца. Доверимся непостижимому для нас Промыслу, который самое зло обращает во благо. С верой будем следовать за Христом, чтобы, соединяясь с Ним в своем сердце, достичь и славного из мертвых Воскресения. Аминь.

Произнесена 19 мая 2016 г. на Литургии в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.