Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою… Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему… И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4, 5-42).

Христос Воскресе! Сегодня, дорогие братья и сестры, в Преполовение Пятидесятницы, когда мы поем: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами», и в Неделю о Самарянке мы говорим о той таинственной живой воде, которую дает Христос, и которая должна стать в нас источником жизни вечной.

Вода – символ жизни, ибо без нее невозможно наше телесное существование. А без чего невозможна духовная жизнь? Без любви, и именно духовную любовь имеет в виду Господь, когда говорит о воде, приобщающей к вечности.

В повествовании о беседе с Самарянкой утомившийся от пути Христос первый просит у женщины воды. При этом Он ни во что не вменяет запреты того времени: иудей просит у самарянки, мужчина заговаривает с женщиной, праведник беседует с грешницей, поменявшей уже шесть мужей. Но и эти преграды ничто в сравнении с той бездной, которую преодолевает Бог в воплощении, чтобы воззвать к человеку. И если Бог просит у человека воды, значит, Ему нужна наша несовершенная человеческая любовь.

Самарянка удивлена, почему Христос к ней обращается, ведь иудеи с самарянами не общаются, а мы недоумеваем, как всемогущий и всеблаженный Бог просит любви у бедного человека? Но Христос указывает Самарянке и нам на этот великий дар – возможность общения с обладателем всех благ Богом. И если бы мы помнили об этом даре, то непрестанно молились бы Ему о даровании настоящей любви. В этом подчас жестоком мире и только в этой жизни Бог ненавязчиво просит у каждой души чаши холодной воды – человеческого участия, тепла, сострадания к ближним, принимая это как дар непосредственно Ему Самому. Это непонятно, но только так Он может дать нам взамен Свою воду живую, истинную Христову любовь.

Многие ищут в этой жизни любви от других, и если находят, жадно пьют, требуя ещё и ещё, но любовь человека слаба и непостоянна, она не может утолить жажды души. Одна Божия любовь насыщает, но получить её можно только в обмен на свою. Люби первым, помогай, прощай, милуй, и всё это к тебе вернется совсем в ином, божественном качестве, станет жить в тебе, сделает тебя маленьким подобием Бога. Те, кто вкусил этой пьянящей любви Божией, не нуждаются уже в любви и даже понимании других, потому что в их сердцах поселилась вечная радость Царства Небесного.

И вот Самарянка, которую мы рассматриваем здесь как образ человеческой души, заинтересовалась, она просит Христа дать ей эту чудесную живую воду, чтобы не бегать постоянно за земной водой. Тогда Господь в беседе ведет её от внешнего и материального к внутреннему и духовному. Он просит пригласить её мужа, т.е. показать, на кого и на какие принципы опирается в жизни душа, кому и чему она верна. Тут выясняется наша неверность и изменчивость – пять мужей уже было, но не устроило, и нынешний тоже не муж. Святые отцы под пятью мужами понимают пять телесных чувств, помогающих нам жить в этом мире, но поскольку этого явно недостаточно, появляется шестой – грех, который так же, очевидно, не может быть опорой и обязательно предаст. Только один Муж достоин и способен быть опорой души – Христос, и мы должны быть верны Ему до конца.

Видя прозорливость Иисуса, Самарянка переходит к вопросам духовным и спрашивает о том, как и где надо поклоняться, чтобы угодить Богу, что нужно сделать, чтобы получить эту заветную воду жизни? И тогда Господь открывает нам очень важную истину: Бог, будучи выше формы и материи, потому что Он – Дух, желает, чтобы Ему поклонялись в духе и истине. Дело не в месте и форме, хотя это тоже важно, а в содержании. То, что в Ветхом Завете стояло на первом месте, в Новом отходит на задний план и затмевается светом Христовой истины. Бог не примет у нас пустую тару, даже если она будет чистой и неповрежденной. Он хочет, чтобы мы наполнили сосуд нашей души угодным Ему содержанием – добротой, благородством, милостью и любовью.

В эти дни мы отмечаем юбилей Великой Победы, 70-летнюю годовщину успешного завершения подвига наших дедов, которые ценой неимоверных усилий и жертв победили зло фашизма и дали нам возможность жить свободно в своей стране. Подобно тому, как ветхозаветный патриарх Иаков вырыл колодец, и сегодня действующий, которым пользовались предки и потомки Самарянки со всем своим скотом, так и наши героические предки вырыли нам колодец, своей кровью оплатив нам возможность жить. Эту временную воду мы можем теперь обменивать на воду жизни вечной, молясь за своих благодетелей. Но, дав нам воду земной жизни, наши предки, несомненно, получили от Бога источник бессмертия. И хотя большинство из них не знало Церкви, не умело толком молиться, но они принесли Богу содержание, поклонились Ему духом и истиной. Потому что дух, который вдохновлял их на подвиги, был духом любви, жертвы и самоотвержения. Движимые долгом, они отдали свои души за других людей, за нас с вами, и потому Бог принял их жертву, а любовь покрыла множество грехов. Вечная им память, у людей, а главное, у Бога, потому что вечная память у Бога означает вечную жизнь.

Самарянка, уверовав во Христа, пошла и пригласила своих соотечественников, которые тоже пришли к Спасителю и уверовали. Так и мы, вкусив воды, или лучше, вина Христовой любви, полученного за человеческое участие, за внимание и терпение к ближним, обретем в своем сердце источник неоскудевающей радости и другим поможем обрести спасение.

Жители Самарии сказали потом Самарянке, что уже не только по её слову веруют, но сами увидели и убедились, что это Мессия Христос. Дай Бог, чтобы и все мы, уверовавшие по слову апостолов и пророков, евангелистов и окружающих нас верующих, и сами ощутили в себе эту любовь Христову – дыхание вечности, чтобы твердо убедиться в том, что воистину Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь.

Произнесена 10 мая 2015 г. в Неделю о Самарянке на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.