Верные служители Христовы

Воскресная проповедь в Троицком соборе в Неделю св. жен-мироносиц

Второе воскресенье после Светлой седмицы посвящено памяти святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа с Никодимом, тех, кто при своих немощах послужили Господу, остались верными до конца и больше других проникли в тайну смерти Христа и Его славного Воскресения.

Праведные Никодим и Иосиф были тайными учениками Спасителя. Святой Никодим, как мы помним, ночью приходил ко Господу, потому что боялся сделать это явно, и всё не мог понять, как это можно родиться от Духа. Но когда фарисеи подыскивали повод, чтобы обвинить Христа и предать Его смерти, он открыто стал возражать им: «Разве закон наш судит человека, прежде чем выслушает его?» (Ин. 7, 51). А святой Иосиф был членом Синедриона, уважаемым в иудейской среде человеком, но он не приобщился беззаконию иудеев, убивших Господа. «Благообразный», т.е. знатный, уважаемый Иосиф слышал проповедь Христа при Его жизни, ожидал Царствия Божия, но не решался обнаружить свою веру публично. Вероятно, он тоже стоял при Кресте, видел страдания Господа, и любовь Христова пронзила его сердце. Тогда он, зная, какой гнев это вызовет у фарисеев, решился на мужественный шаг – дерзнул пойти к Пилату и просить пречистое тело Спасителя для погребения.

Вера может быть слабой, и многие люди смущаются её обнаруживать, боятся мнения окружающих. Но в какой-то момент она непременно должна выйти наружу, проявиться в делах, быть засвидетельствована, исповедована либо исчезнуть, так и не состоявшись. И вот, на святых праведных Иосифе и Никодиме, стоявшем при Кресте сотнике, да и всём спасаемом человечестве, мы видим исполнение пророчества Спасителя о Себе: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Святой Иосиф отдает Господу свою гробницу, которую он приготовил для себя – это говорит о том, что он помнил о смерти, готовился к ней. Причём гробницу новую, в которой никто ещё не лежал, ибо через нее открывается всем верующим совершенно новый путь от смерти в жизнь, от ветхости и тления к новому вечному творению во Христе. Гроб этот высечен в камне и есть надежное убежище от всех скорбей и несправедливостей этого мира, радость и надежда для умирающего во Христе. Благообразный советник также помазал тело Господа благовониями, обвил его плащаницей, положил во Гроб и закрыл большим камнем. Вот как может послужить человек Богу, если переступит через страх быть не как все. Так праведный Иосиф принес чистую жертву Христу, соединил свой гроб с животворящим Гробом Господа, свой крестный путь исповедничества с Его Страданиями и Воскресением.

За погребением наблюдали святые жены-мироносицы, которые во время общественного служения Господа следовали за Ним и служили Ему от своих имений, вероятно, приносили и готовили пищу Иисусу и Его ученикам. Многие следовали за Господом, но потом разбежались, однако мироносицы остались верными Христу до конца, они стояли при Кресте, сопереживали Спасителю всем сердцем, страдали и плакали. Хотя это были слабые женщины, их не испугало ни беснование толпы, ни неистовство фарисеев, ни бесцеремонность воинов, потому что их любящие сердца осенил Дух Святой.

События праздника показывают, что во время испытаний часто слабые люди становятся сильными, и наоборот. Человеческой силы недостаточно для того, чтобы стать, например, мучеником за Христа, требуется сила Божия, которая в немощи совершается. И мы видим, как горячие и ревностные разбегаются, а слабые жены и нерешительные мужи обретают дерзновение стоять до конца.

И вот, жены-мироносицы идут утром, «еще сущей тьме», ко Гробу с миром, чтобы помазать тело Господа, и очами веры мы видим, что отступает не физическая тьма, а тьма греха и смерти, как воссиявает не материальный свет солнца, а заря первого дня нового творения, раз и навсегда восходит Солнце Правды – Христос. Отныне каждый рассвет напоминает нам, христианам, о начале нового века, жизни вечной с Воскресшим Господом.

Но была ли необходимость мироносицам после того, как святой Иосиф столько благовоний возлил на Господа, около ста литров, покрыл плащаницей и положил во Гробе, снова идти и нести миро? Могли ли они что-то добавить или изменить? Притом они не посчитались ни с какими опасностями и рисками, не подумали о том, как они отвалят огромный камень, не знали, как отреагирует стража, просто, забыв о себе, пошли по велению сердца, чтобы отдать свой долг любви Спасителю. Им не дано было даже помазать тело Христово, но они сделали то, что могли, и Господь принял их жертву, их решимость, их любовь, благословил и излил на них Свою благодать. Так, сколько бы ни послужили Богу другие, Господь ждет и от нас малой любви и жертвы, чтобы на основании этого и нас взять в Свое Царство.

И мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны прикоснуться к Спасителю своим сердцем, послужить Ему своим имением, талантами, тем, что у нас есть. Вся наша жизнь должна позволить нам прикоснуться к ризе Христа вместе с кровоточивой, омыть Его тело слезами и миром вместе с Марией, вместе с Иосифом и Никодимом обвить Его пеленами благоговения, вместе с мироносицами принести Ему миро любви и благоухание добродетелей, начатки своих чувств и мыслей, всего себя. И Господь эту жертву, эту решимость, это желание быть с Ним принимает так, как принял жертву мироносиц и стольких святых, наполняющих Его Небесное Царство. Тогда наш жизненный крест сливается с Крестом Христовым, наш гроб, который неминуем, становится «яко живоносец, яко рая краснейший, воистину чертога всякого царского светлейший». И из этого, совсем не страшного, исполненного светом надежды места мы вместе с Воскресшим Христом начинаем новый путь восхождения к вечной радости в Его Небесном Царствии. Аминь.

Произнесена 15 мая 2016 г. в Неделю 3-ю по Пасхе на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.