Для чего мы ищем Христа?

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6, 14-27).

Поя тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», мы понимаем, что речь здесь не столько об усопших, сколько о живых. Блажен человек, обретший Христа, потому что ещё в этой жизни он приобщается иного бытия, воскресения для вечности. Но оказывается, Христа можно искать по-разному.

Сегодняшнее Евангелие повествует о том, что после того как Христос напитал хлебом в пустыне тысячи людей, целые толпы ищут Его, говоря, что это обетованный великий Пророк. Они хотят сделать Его царем, чтобы Он подчинил иудейскому народу всех его врагов и устроил изобилие во всем. Однако Христос не тот, за кого Его принимают, и не для того Он пришел, чтобы устроить людям довольную жизнь. Если бы Он давал Своим последователям мирские блага, Церковь переполнилась бы сребролюбцами, властолюбцами и сластолюбцами, которых бог – чрево. Христос не князь мира сего, поэтому Он уходит от таких последователей и даже ближайших Своих учеников, всю Церковь «держит в строгости».

Удалившись на гору, Господь посылает апостолов одних в море, где они попадают в сильную бурю. Испытания – это своеобразная проверка Церкви, отсеивание чуждых по духу, тех, кто пришел, как раньше говорили, не ради Иисуса, а ради хлеба куса.

Но Христос не покидает Своих, Он всегда рядом и готов в любую минуту заступиться за тех, кто ради Него бьется с волнами обстоятельств, закаляясь в вере. Он не позволит никому и ничему повредить верным Своим, но не вмешивается до поры в ход борьбы, чтобы дать нам возможность доказать Ему свою верность в исполнении заповедей. И когда силы, кажется, уже заканчиваются, Христос приходит по водам и ободряет: «Не бойтесь, это Я».

Чудо хождения по водам впечатляет, но мы знаем, что Господь мог бы, если бы было нужно, и весь корабль поднять на руки и отнести на берег. Однако этого не требуется. Когда ученики узнают своего Господа и собираются принять Его на корабль, внезапно буря прекращается, и они оказываются в том месте, куда плыли. В Евангелии сказано, что они гребли 25 или 30 стадий, это около 5 километров, а от Тиверии, из района которой они отправились, до противоположного берега больше 10 километров, т.е. они проплыли своими силами только половину пути. Это мгновенное перемещение в пространстве говорит о том, что Христос господствует не только над стихиями, но и над пространством и временем. Однако и это непостижимое деяние лишь указывает на ещё большее, поистине достойное Божия величия чудо.

Бог, как говорит свт. Иоанн Златоуст, даже «намерения целует» и может завершить то, к чему мы стремимся. Наша православная вера чрезвычайно высока и глубока, мы говорим о нетварном свете, об обожении, о святости, а в жизни видим лишь множество своих грехов и немощей. Однако мы стремимся к идеалу и верим, что Бог в одночасье чудесным образом может всё изменить, приблизить нас к цели, поднять выше естества за одно только усердие и стремление.

Итак, находясь в корабле церковном и борясь с волнами ради исполнения заповедей, мы доказываем этим свою любовь ко Христу, и в какой-то момент Он приходит к нам, принося с Собой Царство Небесное, все, о чем душа человеческая даже не может мечтать. А что же мир, те, кто остался на том берегу, ища земного и не отваживаясь, подобно апостолу Петру, идти ко Христу по водам? Господь уходит из их жизни, и когда-то они поймут, что все блага у Бога, а Бог в Церкви, Он с теми, кто борется в море с волнами, неся свой крест.

Когда толпы находят Иисуса на другом берегу и удивляются, как Он там оказался, Господь прямо обличает их, что они ищут не Его, а сытости и жизненного благополучия. Ему не нужны такие последователи, потому что это уже не христианство, а какая-то другая религия. Христос говорит им и нам, прельщающимся временным: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». И ещё: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31). И когда они начинают просить знамения, намекая на то, чтобы Он снова насытил их хлебами, Господь указывает на Себя как на Хлеб Небесный, и кто не будет вкушать этого хлеба – Его плоти и крови, – не увидит вечной жизни. Тогда многие из ходивших за Христом соблазняются и отходят от Него, будучи плотскими и не в состоянии понять духовного.

Мы же должны четко понимать, чего мы хотим от Христа Бога – устроения земной жизни или спасения души и наследия вечных благ. Последнего человек недостоин, если отказывается брать свой крест и следовать за Господом во всех жизненных обстоятельствах. Ведь и поныне крест Христов для иудеев соблазн, а для эллинов, т.е. язычников – безумие, для нас, званных Божия сила и Божия премудрость (ср. 1 Кор. 1, 22). Мы же, Воскресение Христово видевше, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим, имя Твое именуем, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем! Аминь. Христос Воскресе!

Произнесена 25 марта 2015 г. в субботу 2-й седмицы по Пасхе на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.