Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим – два тесно связанных между собой праздника, у которых даже один общий тропарь. Первое событие завершает собой Великую Четыредесятницу, а второе вводит нас в великие дни Страстной седмицы. Воскрешение Лазаря является причиной прославления народом Иисуса Христа, когда Он входит в Иерусалим, и это переломный момент в общественном служении Господа.
Во всё время служения на земле Господь творил чудеса, первым из которых было претворение воды в вино в Кане Галилейской. Тогда, совершив чудо по горячей просьбе Его Матери, Он сказал Ей, что Его час ещё не пришел.
Христос пришел на землю, чтобы обратить человека к его Создателю, соединить творение с Творцом, и с нетерпением ждет, когда же загорится в сердцах человеческих огонь любви к Богу.
Господь проповедует кротко и смиренно, он избегает называть Себя Богом, избегает известности, щадя людскую немощь, эти ветхие мехи человеческой совести. О Нем сказано, что в первом Своем пришествии Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф. 12, 20). Христос хочет, чтобы люди услышали Его весть и изменились, но не вынужденно перед высшей силой, а сознательно изнутри. Чтобы, видя Его дела и следуя голосу совести, они сами дошли до этих истин и прониклись идеями любви, милости и правды.
Когда Христос говорил пришедшему к Нему ночью Никодиму о необходимости нового рождения от Духа, тот ничего не понял, хотя был учителем Израиля. Самих апостолов Господь обличал в маловерии и косности сердца, однако терпеливо ожидал их исправления, как Он ждет и нашего покаяния, проявляя долготерпение даже к Иуде. Господь говорит людям притчами, потому что слышащий истину и отвергающий её подпадает под осуждение, а Христос пришел не судить, а спасать.
Но вот «пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23), и даже если бы промолчали люди, то сами бездушные камни воспели бы славу Богу. Господь должен идти на вольную страсть, чтобы на деле явить силу Своей любви и утвердить Евангельское благовестие, пора бросать вызов князю мира сего. Сначала перед Своими учениками на горе Фавор, а потом и перед всем народом в Вифании Господь являет Свою славу, воскрешая четверодневного Лазаря. Раньше Он скрывал присущую Ему Божественную славу и власть, чтобы не ослепить немощных людей, но теперь должен дать решительное сражение силам зла. Теперь мир должен разделиться – на тех, кто за, и тех, кто против, на овец и козлищ, на верных Богу и своевольников.
Бог всегда пребывает во славе, и мудрость человека в том, чтобы приобщиться этой славе, обрести мир и радость в общении с Богом. Для этого Господь дает нам заповеди, озаряет наш путь светом Евангельского учения. Но, к сожалению, часто люди свое счастье и богатство полагают в ином, предпочитая богатеть не в Бога. Мир ищет власти, материальных благ и комфорта и потому не может откликнуться на призыв Божий, не постигает высших ценностей и впадает в рабство своим страстям.
Пример этому в сегодняшнем Евангелии: Мария изливает драгоценное миро на тело Спасителя в знамение Его погребения, а Иуда соблазняется растратой и говорит, что миро можно было бы продать и отдать нищим. Он не любит Христа, не понимает ценности любви и благодарности. По-видимости он мыслит рационально, но на самом деле, будучи сребролюбцем и вором, думает не о нищих, а о своем обогащении. Так и происходит всегда: человек, не дотягиваясь до истины, скатывается в страсти.
Иуда, увидев теперь, что Христос не могущественный правитель, возле которого можно неплохо устроиться, что царство Его не от мира сего, идет и предает Его фарисеям и книжникам. Вожди Израиля тоже иначе представляли себе Мессию, ожидая, что Он покорит иудеям все народы, а им самим даст власть и богатство. Их зависть к Сыну Человеческому, за которым шел весь народ, усугубилась ненавистью к Нему, как к полной своей противоположности – Его образ обличал их сребролюбие и тщеславие.
Воскресив Лазаря, Христос показывает этим, что для Него нет ничего невозможного, и потому народ славословит Христа, устилает Ему дорогу пальмами и начинает мечтать о том, что вот, наконец-то, пришел избавитель, который обеспечит сытую и довольную жизнь. Они понимают, что Бог может все, но не сознают, ради чего пришел Господь и что нужно у Него просить. Как в сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка», где старик – носитель добра – был богат этим и отпустил волшебную рыбку, а старуха – образ ненасытного мира – стала заставлять его просить всё больше и больше и осталась в результате у разбитого корыта. Не понимая высшей ценности любви и добра, народ просит не того, не о том мечтает и не тому радуется.
И потому, когда толпы прославляют Христа и кричат Ему осанна, Господь скорбит об Иерусалиме, о том, что он не узнал дня посещения своего и не понял, что служит к его миру (Ср. Лк. 19, 42-44). И мы знаем, что вскоре те же самые люди будут кричать: «Распни, распни Его!» А Господь уже сейчас, окруженный славой, молится Богу: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Не знают, что делают, когда прославляют, не ведают, что творят, когда предают и распинают.
Мы же с вами, дорогие братья и сестры, в отличие от древних и современных иудеев, в отличие от наших неверующих собратьев и даже христиан по имени, которые увлекаются ценностями мира сего и изменяют Богу, обладаем истинной мудростью. Мы знаем, что только в Боге обретает человек всю полноту бытия. Но приобщиться этим высшим благам невозможно без благодати Святаго Духа, если не умрет в нас ветхий человек, тлеющий в похотях, и не родится новый во Христе Иисусе. Мы знаем, что победит не сила и богатство, а вера и любовь, но что путь к этой победе лежит через крест и через внешнее поражение. Если в скорбях нашего жизненного креста, в достатке и лишениях мы останемся верны Христу, то наследуем радость воскресения и жизнь вечную. И всегда пребывая со Христом в Его вечной славе, мы вместе с Ангелами и всеми Святыми будем воспевать Ему: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». Аминь.