Христу должно расти, а нам умаляться

1462652970

Вот сегодня мы, Божией милостью, отслужили последнюю пасхальную Литургию, совершили крестный ход и благословили артос – символ Небесного Хлеба Христа, Который всегда рядом, как сей хлеб пребывал с нами все дни Светлой седмицы.

На этой неделе, которую греки называют седмицей Обновления, мы с вами правила заменяли пасхальными песнопениями, радовались и обновлялись душой. Дальше наша жизнь войдет в привычное русло, но мы постараемся сохранить эту радость не только до конца периода Цветной Триоди, в котором столько же дней, сколько было во всей Святой Четыредесятнице, но и все дни нашей жизни. Как же нам сохранить эту пасхальную радость и свет Христова Воскресения в своей душе?

Во-первых, хранить свою совесть чистой от греха, а душу – неоскверненной от мира, соблюдая заповеди Господни. Потому что «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 20-21). И для праведника величайшим утешением является мысль, что будет всеобщее воскресение, суд и воздаяние, потому что ему нечего бояться. А грешник пытается убедить и успокоить себя, что не будет воскресения, потому что боится, что грехи его будут обличены пред всеми.

Во-вторых, мы должны помнить о великих благодеяниях Бога Отца – Творца и Вседержителя, и Сына – Спасителя и Воскресителя, и Духа Святого – Утешителя и Обновителя, чтобы всегда славословить и благодарить в Троице поклоняемого Бога нашего. А чтобы лучше видеть, на какую высоту нас поставил Господь, надо не забывать, с какого дна Он нас поднимает, от каких опасностей защищает, и, конечно, помышлять о тех невиданных и неслыханных благах, которые уготовал Бог любящим Его (Ср. 1 Кор. 2, 9).

И третье, что нам необходимо для сохранения радости, это смирение. Память о своих грехах помогает нам познавать себя, свою немощь, учит «надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1, 9).

Осознание своего ничтожества, с одной стороны, и величия Бога, с другой, есть смирение и духовная нищета. Потому что великая разность этих двух состояний порождает неудержимое стремление к Богу и является неиссякаемым источником радости и удивления Создателю, творящему великие чудеса. Кроме того, смирение – это очень устойчивое состояние, и обладающий им, если и падет, не разобьется, потому что ногами стоит на земле.

А гордый человек превозносится до небес, ставит себя чуть ли не выше Бога, но падение этого истукана бывает страшным. Гордому человеку Господь попускает постоянно падать, если только он не поднимется на смертельную высоту, когда низвержение равносильно смерти, и даже Бог не может исправить ситуацию. Как Иуда, который, хотя и прозрел в какой-то момент, не получил пользы, потому что гордость удавила его петлей отчаяния.

Однако подлинное величие заключается в смирении, и все великие, например, «Превысшая Ангел» Матерь Божия, «величайший из рожденных женами» Иоанн Креститель, смиренны!

Святой Предтеча в сегодняшнем Евангелии, когда ученики его пришли к нему и сказали, что Тот, о Котором он свидетельствовал, крестит, и все идут к Нему, ответил со смирением и разумом. Фактически, ученики своей ревностью, от которой до зависти один шаг, толкали его на тот же путь, которым пошли фарисеи и саддукеи. Те считали себя чем-то великим и, завидуя, враждовали на Христа, Которого видели своим соперником. Но что говорит Предтеча? Он напоминает им, что и раньше не выдавал себя за Мессию, говорит, что не может человек творить что-либо великое, если не будет дано ему свыше, и Христос, сошедший с неба, – превыше всех, в то время как он и все прочие – от земли. Креститель показывает эту огромную дистанцию между Богом и человеком, каким бы великим он ни был.

Поистине, смирение – это всегда источник радости. Предтеча говорит: «Имеющий невесту – жених, а друг жениха стоит рядом, смотрит на него, слышит его голос и радуется. И вот, эта радость моя исполнилась!» И если Предтеча, друг небесного Жениха Христа, так радуется, не больше ли должна радоваться сама невеста – всякая христианская душа, и ещё больше смиряться, принимая столько жертв и почестей от своего Избранника?!

«Ему должно расти, а мне умаляться», – заключает Предтеча (Ин. 3, 30). Какие замечательные слова, которые мы должны полагать в основании всех своих поступков и помыслов. Давайте стремиться не к достижению своих тщеславных и своекорыстных целей, но чтобы Господь наш Иисус Христос рос и заполнил Собой всё – в нашей душе, в сердце ближнего, в обществе, а эгоизм, мнение о себе, страсти умалялись и совсем исчезли. Давайте смиряться перед другими, творя их честью больше себя, чтобы рос в них Господь, и Он воздаст нам небесной славой. Поэтому будем стараться, чтобы смирение стало нашим постоянным состоянием и качеством, чтобы радость Христова никогда не оставляла нас. Тогда каждый день нашей жизни будет для нас Пасхой, и мы вместе с царем Давидом всегда будем воспевать: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Аминь.

Произнесена 7 мая 2016 г. в Светлую субботу на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.