Следование за Христом к воскресению души

1462653589

Христос Воскресе! В светлые дни Пасхи мы повторяем эти замечательные слова, и наш ум исполняется светом Воскресения Христова, а сердце согревается радостью и надеждой. Потому что Господь наш Иисус Христос победил грех, победил всякую скорбь, и болезнь, и самую смерть и открыл нам путь бесконечного восхождения к совершенству, к радости и любви Царства Небесного. И те, кто следует за Ним, неся крест исполнения Его заповедей, наследуют плоды Его победы и жизнь вечную.

Разум находит доказательства истины о воскресении в Священном Писании, в собственных логических рассуждениях, в природных явлениях. Например, каждый год зимой деревья как будто умирают, кажутся безжизненными, а по весне снова распускаются листья, и семя, чтобы дать жизнь новому растению, должно умереть в земле. Но если есть вера – «уверенность в невидимом», как говорит апостол Павел (Евр. 11, 1), тогда нет необходимости в доказательствах, и очами души мы все видим ясно, как день. Свет Христовой веры освещает наш путь, и мы не претыкаемся.

Но, к сожалению, иногда наше духовное зрение омрачается, нас посещают сомнения, как внутренние, так и приходящие извне. И доказать можно далеко не все и не всем. Есть ли что-то более устойчивое и постоянное? Есть, и это духовный опыт, опыт возрождения души.

Вся жизнь христианина от крещения до смерти есть воплощение Воскресения Христова, перенесение его на свою душу. Это уход от греха и растления, преображение души во Христе по началам новой жизни. Если мы увидим в своей душе обновляющее действие веры, то не останется в ней места сомнениям, и никто и ничто уже не сможет нас сбить с толку, черное называя белым, зло – добром и смерть – удовольствием. Вера должна выражаться в делах и оказывать на душу преображающее действие. Таким образом, нам необходимы три вещи: познание в разуме, вера и жизнь по вере.

Вот и в сегодняшнем Евангелии ученики Иоанна Предтечи узнали от него о Христе, поверили в Него как в Мессию и затем пошли за Ним. И тогда Господь Сам к ним обратился и спросил, что им нужно. Так Господь всегда откликается, когда мы стараемся идти туда же, куда и Он, т.е. исполнять Его волю. «Учитель, где живешь?» – в своем ответе они исповедали веру в Него как Наставника и выразили желание ближе Его узнать. «Придите и увидите», – отвечает Христос им и всем нам, приглашая на практике приблизиться к Нему, очами души увидеть и всем сердцем почувствовать, «яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Потому что очень многое в нашей вере недостаточно познать умом, недостаточно охватить верой, но нужно познать на практике, пережить в себе. Можно описать дом, стоя снаружи и предполагая, что находится внутри, но невозможно точно знать, как он устроен, пока не войдешь в него. Так и тайны христианской веры открываются только тому, кто руководствуется ею в своей жизнью, входя в Церковь. И как знания проверяются опытом, так вера утверждается жизнью по вере.

Господь и Сам призывает нас идти за Собой, т.е. деятельно познавать Его как Путь, и Истину, и Жизнь (Ин. 14, 6). Так Он призывает Филиппа, говоря ему: «Иди за Мною». Филипп же встречает Нафанаила и рассказывает ему о Мессии. В ответ на его сомнения: «Из Назарета может ли быть что доброе?!» – он говорит: «Приди и увидь, сам убедись в этом». Когда Нафанаил подходит ко Христу, Господь, видя насквозь его душу, сразу дает ему верную характеристику, что он истинный израильтянин, в котором нет лукавства. И когда тот спрашивает, откуда Он его знает, Иисус отвечает: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Тогда Нафанаил восклицает: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

Святые отцы говорят, что под смоковницей Нафанаил молился о грядущем Мессии, мечтая послужить Ему. И поэтому, когда он увидел, что Господь знает его душу, знает его самые сокровенные помышления, тут же уверовал. И Господь говорит ему: «Если ты уверовал, когда Бог открыл тебе твои тайные благие помышления, то увидишь больше этого. Ты увидишь, как эти твои благочестивые намерения воплощаются в жизни, как сбываются мечты соединиться душой с Богом».

И мы с вами, дорогие братья и сестры, так же призваны свои познания о вере и саму веру утверждать соответствующими делами, жизнью по вере, чтобы ещё в этой жизни увидеть обновление и воскресение своей души. Последуем же за Христом, будем послушными Ему во всем, чтобы, Воскресение Христово в себе видевше, поклоняться святому Господу Иисусу и святое Воскресение Его всегда петь и славить. Аминь.

Произнесена 4 мая 2016 г. в среду Светлой седмицы на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.