Восхождение в Иерусалим

1460996352

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 32-45).

Вот приближается Вход Господень в Иерусалим, а затем дни Христовых Страданий. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Господь восходит в Иерусалим и предсказывает Своим ученикам, что Ему надлежит быть преданным в руки архиереев и книжников, осужденным на смерть, поруганным и убитым, но потом в третий день воскреснуть.

Ученики Христа следуют за Ним в страхе, ужасаясь грядущим испытаниям. Но вот двое из них – Иаков и Иоанн – решаются подойти к Спасителю. О чем они говорят Ему? Пытаются ли отговорить идти на крест, как апостол Петр, или, может быть, утешить Его в скорби, или обещают быть с Ним до конца Его страданий? Нет, они верой прошли все эти этапы, решились быть с Господом, что бы ни случилось, и теперь говорят о славе по Воскресении. Похвальна их вера, но они просят, ни много ни мало, чтобы Господь в славе Своей посадил одного из них по правую от Себя сторону, а другого по левую.

Стремление к совершенству свойственно всем людям, и желание разделить славу со Христом естественно для Его учеников, поэтому Господь не укоряет их за дерзновение. Но, во-первых, они недостаточно познали себя и показывают излишнюю самоуверенность. Ведь мы знаем, что почти все последователи Христа, не укрепленные Духом, оставили Его в момент испытания. И, во-вторых, они просят Судию заранее, по знакомству присудить им победу, прежде чем они покажут доблесть в состязаниях. Поэтому Господь напоминает им, что слава сопряжена с испытаниями, с прохождением подвига, и мы не можем сказать заранее, получим ли победный венец. «Можете ли пить чашу, которую Мне предстоит испить, и пройти через крещение скорбей, которое ожидает Меня? И если согласны, то будете проходить через испытания, но получите столько, сколько заработаете, потому что не в Моей власти раздавать награды и почести прежде, чем вы докажете свою верность».

Другие апостолы начали возмущаться поведением братьев, потому что получается, действительно, несправедливо: почему они должны быть ближайшими к Господу в Его славе только потому, что имели дерзновение просить об этом? С другой стороны, негодование апостолов обнаруживает их настроения, они тоже ищут славы рядом с Господом. В них уже есть вера, может быть, ещё наивная, но они во многом живут ещё теми понятиями, которыми живет мир.

Чего ищут обычно мирские люди? Земной славы, тленного богатства, чувственных удовольствий, причём часто используя для этого неправые средства. Даже достигая успехов на этом пути, они не достигают счастья, потому что забывают о Боге, Источнике всех благ. Христос учит нас искать, прежде всего, Царства Божия и правды его: истинной славы, подлинного богатства и высших духовных состояний. Но путь к истинной славе лежит через смирение и самоуничижение, путь к подлинному богатству проходит через отвержение тлена и духовную нищету, а для достижения духовной радости и блаженства необходимы аскеза и покаяние. Таким образом греховные ценности мира сего будут заменены вечными благами Царствия Небесного.

И вот, Господь объясняет теперь апостолам, что такое подлинное величие и богоугодная власть. Он говорит, что среди людей мирских принято использовать власть над другими в свою пользу. Властители господствуют над народами, но между вами да не будет так. По духовному закону велик тот, кто имеет большее смирение, и если вы хотите быть великими, то будьте всем слугами, если хотите быть первыми, то будьте рабами ближним своим.

В чем суть власти? Суть власти, её природа – это служение. Это даже инструмент, который дается служению для того, чтобы оно могло проходить успешно. Люди, стремящиеся к власти как таковой, вредят своей душе, потому что ищут её ради своей пользы и выгоды, ради превозношения и самоутверждения. Тогда стремление к власти рождает властолюбие, карьеризм, деспотизм, а с ними и множество дочерних страстей: лукавство, лицемерие, лесть, гневливость. Всё это разрушает душу человека, потому что не соблюдается самый главный принцип: имеющий власть должен употреблять её на служение другим. Причём, чем выше поднимаешься по иерархической лестнице, тем больше должен иметь трудов, смирения, жертвенности, ответственности, которые прямо пропорциональны высоте твоего положения.

Но почему мы должны служить другим? Потому, что всё человечество – это одна большая семья, Бог – наш общий Отец, а мы все друг другу братья. В наших жилах течет общая кровь, кровь Адама, жизнь каждого человека поддерживает одна благодать, даже если он этого не осознает, и у всех нас общее предназначение к вечной жизни. Но Христос призывает всех людей к единству, приглашая причащаться от единой Чаши, чтобы иметь в своих жилах новую кровь, чтобы Дух Святой соединил нас в одном теле Церкви во Христе. А что для этого нужно? Если грех – гордость, превозношение, эгоизм – разделяет, то любовь и жертва объединяют. Поэтому Господь хочет, чтобы все люди были смиренными и самоотверженными, чтобы они заботились не столько о себе, сколько о ближнем, составляя единый организм, в котором каждый член заботится о других. А примером для нас в этом является Сам Христос, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Итак, власть необходима для функционирования как мирского, так и духовного общества, благонамеренному она дает больше возможностей творить добро. Но не следует стремиться к ней из своекорыстных побуждений, потому что она разрушает человека незрелого. «Кому много вверено, с того больше взыщут», – говорит Господь (Лк. 12, 48). Имеющий положение в обществе должен служить другим, имеющий богатство призван делиться и не может сказать: «Это для меня, я сам это приобрел». Чем он это приобрел? Теми талантами, которые ему Бог дал. Потому что все, что мы имеем, имеем от Бога.

В преддверии страданий Господних позаботимся о том, чтобы наши побуждения были чистыми, а цели – богоугодными. Чтобы нам не любить того, что любит мир, и руководствоваться иными, духовными законами, которые противоречат законам греховного мира. Всякий дар да обратим на благо ближнему, забывая о себе и больше думая о пользе других, чтобы Сам Господь позаботился о нашей пользе. Будем последними в мнении о себе, чтобы стать первыми в славе и воссесть рядом с Воскресшим Господом, вместе с мириадами возлюбивших Его. Аминь.

Произнесена 17 апреля 2016 г. в 5-ю Неделю Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.