Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 32-45).
В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, Господь говорит нам, что Он восходит в Иерусалим, и что на этом пути Ему надлежит претерпеть поношения, пострадать и принять мученическую смерть на Кресте, но потом Он воскреснет. Ученик не больше своего учителя, и потому нам, христианам, следующим за нашим Спасителем в Горний Иерусалим, также надлежит нести свой крест, умереть для греха и ожить для добродетели, чтобы наследовать вечную жизнь.
Сердцеведец Господь читает наши мысли и сердечные расположения. Он говорит сейчас о страданиях потому, что многие из Его последователей видят в Нем земного царя, всесильного властителя мира и стараются заранее занять выгодные места поближе к славе, силе и богатству. Они не понимают, что Христос – Царь не от мира сего, что путь к славе и жизни, который Он открывает для нас, лежит не только через подвиг, но и через страдание, через внешнее поражение и уничижение, через умирание ветхого человека. Это то, о чем Он вчера спрашивал Своих учеников: «За кого Меня почитают люди?» И мы должны четко понимать, что если Христос для нас не просто пророк, учитель нравственности и, тем более, не сильный мира сего, от которого можно получить в этой жизни разные блага и выгоды, а Бог, Царь Небесный, Спаситель от рабства греху и Сама Жизнь, мы должны довериться Ему и принять на пути следования за Ним все, что ни попустит нам Его любовь.
И вот, сразу после этих слов Господа к Нему обращаются сыновья Зеведея Иаков и Иоанн и просят, ни много ни мало, сесть по правую и по левую руку от Него, когда Он воцарится во славе. «Не знаете, чего просите, – говорит им и нам Господь, – ведь большая слава дается за больший подвиг, готовы ли вы испить до дна чашу страдания?» Как часто мы не знаем, чего просим! Просим у Бога смирения, а уничижения не приемлем, просим любви, а жертвовать чем-то ради ближнего не хотим…
Ну хорошо, это они сделали по своей великой ревности о совершенстве, и мы вместе с ними отвечаем: «Да, Господи, можем пить чашу скорбей и хотим креститься в страданиях, только бы быть ближе к Тебе». Ревность похвальна, но ведь и апостол Петр тоже клялся, что даже если ему придется умереть, он не отречется… Пока не умер в нас ветхий человек, мы не можем быть уверены в себе и своей верности Господу. Ветхое устроение – это предатель, который во время крестных испытаний, когда наш город окружен неприятелем, ночью может открыть ему ворота, и тогда бесполезными окажутся высокие стены обещаний и даже добродетелей. Да, надо обещать быть верными, воспитывая и настраивая себя, но надо и иметь страх Божий – страх оказаться неверным, огорчить Господа, и, самое главное, успеть обновиться во Христе до пришествия испытаний, потому что огонь искушения попалит всё ветхое. Господь приемлет добрую ревность учеников, допуская их до чаши страданий, но достоинство каждого определяет Отец и само огненное крещение.
Услышав просьбу сынов Зеведеевых, прочие апостолы стали возмущаться их претензиями, а это указывает на то, что и они не были чужды тщеславия и желания первенства. И тогда Господь говорит замечательные слова: «Если хотите быть первыми, станьте последними, если желаете быть большими, умалитесь перед Богом и ближним, и в этом обретете подлинное величие». Здесь ещё одна антиномия нашей с трудом вмещаемой смертным человеком веры: хочешь жить – умри, ищешь славы – беги от нее, и она догонит тебя, смирись, сядь на последнее место, и тогда Господь пересадит тебя на первое и возвеличит. Ведь Сам Сын Человеческий пришел на землю не для того, чтобы Ему служили и Его почитали, но чтобы послужить и дать Свою душу в жертву за спасение многих. Поэтому и нам, Его ученикам и последователям, надо учиться жертвенной любви, учиться полагать свою душу «за други своя», препоясаться лентием и «сотворить вся повеленная нам», искренне считая себя неключимыми рабами, а Господь Сам позаботится о дарах и наградах. Господи, приложи нам веры, чтобы прежде всего искать Царства Твоего Небесного, а остальное оставить на Твою милость! Обнови нашего внутреннего человека, чтобы в этом восхождении в Небесный Иерусалим победоносно пройти через все чаши и испытания и воскреснуть с Тобою для жизни вечной! Аминь.