9 (2).jpg

Христианская жизнь – это восхождение в Небесный Иерусалим вслед за Христом. И поэтому сегодня, слыша в Евангелии о том, как Господь восходит с учениками в Иерусалим на страдания, мы пытаемся осмыслить это событие, приложить его к себе.

Господь понимает, что Ему предлежат многие страдания и смерть, но идет на это осознанно, из любви полагая душу Свою за многих. Желая показать апостолам, что путь к воскресению лежит через крест и видимое поражение в этом мире, Спаситель открывает им, что Ему должно пострадать, умереть и воскреснуть. Апостолы, хотя и понимают, о чем идет речь, и скорбят, но до конца не осознают всей серьезности происходящего. В это время они помышляют о земном, как часто и мы с вами – все понимаем, но при этом остаемся ветхими.

В этот тяжелый для Господа момент ближайшие ученики, Иаков и Иоанн, подходят к Нему и просят, ни много ни мало, сесть по правую и по левую сторону от Него в Царствии Небесном. Можно предположить, что только эти два апостола были такими неразумными, и за это на них стали негодовать остальные ученики. Но нет, другие возмутились не по причине неуместности их прошения, а потому что сами хотели бы занять первые места. Апостолы по-прежнему ищут первенства и думают о том, кто из них больше.

Господь скорбит о том, что столько было сотворено чудес, столько Он учил их словом и примером, а они всё ещё остаются незрелыми и не могут вместить духовного. Однако Спаситель не показывает вида, но смиренно и кротко снова напоминает им непреложные духовные истины: «Кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою» (Мк. 10, 42-43).

Апостолам, как и нам с вами, до конца не понятны эти слова. Как не понятно и то, почему желающий сохранить свою душу земными методами теряет её, а тот, кто погубит её ради Христа, приобретает? Нам не легко понять, как можно отдавать последнее, смиряться перед всеми, как можно прощать и даже любить врагов, не противиться злу, и многое другое, что для земного ума кажется противоречием.

Почему это происходит? Потому что человек создан для общения с Творцом, для любви и духовной жизни, и в то же время имеет земную ипостась. Человек – своего рода амфибия, потому что соединяет в себе два мира: животный и ангельский, материальный и духовный. Причём земное его существование – не основное, а временное и преходящее, оно является лишь подготовительным этапом к иному, вечному бытию в Царствии Небесном.

Есть животные, обитающие в двух средах, которые неповоротливы и уязвимы на земле, а в воде становятся ловкими и быстрыми. И птицы в воздухе имеют намного больше свободы и передвигаются с большей скоростью, чем по земле. Так и человек, хотя и живет телесно, создан для жизни в духовной сфере, в ней имея свое призвание. Поэтому Господь и говорит, что мы должны родиться духовно, обновиться по евангельским законам, стать новыми людьми.

Для того чтобы освоиться в иной среде, нужно подчиняться законам, которые в ней действуют. Ведь если мы захотим передвигаться в воде, то нам не поможет опыт хождения, нужно научиться плавать. И если захотим подняться в воздух, то должны освоить другой способ передвижения, научиться летать. Так и для духовного становления необходима кардинальная смена побуждений, мыслей, чувств и методов. Для жизни в другой среде нужны и особые органы: ласты или крылья. Так и духовный человек должен иметь ум Христов, милостивое сердце, чувствительную совесть, широту души и прочее.

Но кто научит нас духовно летать и плавать, кто введет в эту таинственную сферу? Дело в том, что в этом нет необходимости, эта способность заложена в нашу душу Творцом. Надо ли учить утку нырять или летать?! Она смотрит на себе подобных и делает то же. Так и мы имеем духовные крылья – ум и сердце, – обладаем возможностью в любое время воспарить на Небо и предстать пред Богом. Скрываясь от врагов, мы можем погрузиться на глубину смирения и терпения, глядя на бывших прежде нас святых Отцов и подражая их житию.

Кто научил духовной жизни преподобную Марию Египетскую, память которой мы сегодня совершаем? её всему научила вера, покаяние и решимость следовать за Господом, чего бы это ей ни стоило. А та грешная женщина, которая омывала ноги Господа слезами, целовала и мазала миром, как мы слышали в другом Евангельском чтении, кто научил её любви? Она осознала свою греховность, покаялась и тем самым освободилась от уз греха. Само это покаяние и проявление великой любви ко Господу свидетельствует об избавлении от оков греховной жизни и духовном рождении. И Господь принимает эту любовь и говорит: «Прощаются тебе грехи, иди с миром».

А пригласивший Господа на обед фарисей Симон, который считал себя праведником и не видел необходимости каяться, не получает прощения и остается связанным, земным и ветхим. И признаком его земного устроения является то, что он осуждает эту женщину. Это значит, что он не имеет смирения, но превозносится над другими, самодовольно ставя себя на пьедестал праведного судьи. Он слеп в своем выводе о неведении Христа насчет её грехов, ведь Господь именно потому и принимает её любовь, что знает о ней все. Он пришел в мир грешных спасти, а не праведных, исцелить больных, а не здоровых.

Живущий этим миром человек подобен птице, не знающей, что она может летать, или выброшенной на берег рыбе, задыхающейся недалеко от родной стихии. Совсем рядом с нами та вожделенная среда, для которой мы созданы Богом, нужно только увидеть свое благо и сделать шаг – уверовать и покаяться. И не важно, что таких птиц и рыб много вокруг нас, каждый имеет право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. От нас требуется только желание и решимость, а в остальном поможет Господь.

Покаявшись и живя духовно, человек обретает свободу во Христе, учится смиряться, молиться и любить. В этом он находит радость и блаженный покой, потому что живет согласно замыслу Создателя и своему призванию. А мы с вами, дорогие братья и сестры, часто пытаемся ходить в воде, перебирая ногами по дну, пытаемся подняться на небо, подтягиваясь на руках, т.е. никак не можем настроиться на духовный лад и действуем по земному.

Чтобы помочь нам, Господь иногда выбрасывает нас из гнезда, чтобы мы полетели, или бросает в воду, чтобы научились, наконец, плавать, т.е. посылает всякие искушения и скорби. И тогда не надо цепляться за землю, не надо искать земных опор и утешений, роптать или опускать руки. Это время обратиться внутрь себя, учиться другому образу действий и уповать на Бога, подражая Святым.

Тот, кто постигает искусство духовной жизни, постепенно приобщается блаженству любви, радости смирения и сердечному миру. Но, так или иначе, каждому необходимо готовиться к жизни будущего века, к переселению в Царствие Христа, где торжествуют духовные законы. Привычных в этом мире законов там не будет, потому что земля со всею неправдою сгорит, а жизнь вечную наследуют те, кто научился у Господа смирению и жертвенной любви, кто родился духовно. Аминь.

Произнесена 2 апреля 2017 г. в 5-ю Неделю Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.