О вере и неразумной ревности

11.png

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь (Быт. 12, 1-4).

На вечерне мы слышали отрывок из книги Бытия о том, как Бог явился отцу всех верующих Аврааму и призвал его оставить свою страну, сродников, отеческий дом и идти в землю, которую Он ему укажет. И обещал Бог, что будет благословлять его, во всём помогать и произведет от него великий народ верующих. И мы с вами, дорогие братья и сестры, монахи и миряне, принадлежим к этому благословенному народу, потому что, как и Авраам, оставили земные интересы и пошли за Богом в Его Царство, в блаженную землю, где правда живет. Оставили видимые блага, попытки удобно обустроиться в этом мире своими силами и в надежде на Бога рискнули шагнуть в неведомое. Отвергли проверенные способы преуспевания в жизни как неугодные Богу и стараемся поступать согласно заповедям Христовым, награда за которые обещана в будущем.

Мы верующие не потому, что исповедуем существование Бога, ибо и бесы признают Его власть и трепещут. Вера определяет наши поступки, мы живем ею, и заслуга наша в том, что невидимое и с точки зрения практического ума неочевидное является для нас руководством к действию и внутренней мотивацией. Иными словами, мы стараемся угодить Богу, Которого не видели глазами, но Которого созерцаем очами души, сердечным чувством. Как и Авраам послушался Бога и стал родоначальником всех верующих и предком Христа – Спасителя всего человечества.

Когда же народ Божий умножился, появилась необходимость в законе, чтобы обуздать наиболее грубых, не доросших до понимания веры и нравственности. Возникла нужда в указаниях, предписаниях и запретах, за нарушение которых полагалось строгое наказание. Появились толкования, потом толкования на толкования, книжники как профессиональные толкователи и авторитетные учителя. Постепенно из веры сделали сложный комплекс предписаний, подменив духовное человеческим, видимым. Это то, чем живет и сегодня отвергшее Христа иудейство, зашедшее в тупик.

Пророк Исаия, как мы слышали сегодня в паримии на шестом часе, показывает отношение к этому Бога: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я так поступлю с этим народом… что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29, 13-14).

Исполнение этой угрозы мы видели многократно на иудейском народе, в истории нашего и других христианских народов. За уклонение от веры в формализм, забвение Бога, надеяние на свои силы и превозношение Бог попускает поражение, пленение, лишение лучших людей, чтобы смирить народ и вернуть к чистой вере. То же самое справедливо и на уровне отдельных людей – за оставление Бога и гордость приходят скорби, немощи и позор, призванные вернуть зарвавшегося человека на путь истинный. Как образно говорится, «когда Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума», т.е. он начинает делать глупости во вред себе.

Однако мы видим, что и в православной среде есть тенденции за человеческим не видеть Божьего. Как рука, наложенная на глаза, может закрыть весь мир, так и заповеди человеческие, поскольку они ближе и понятнее, могут закрывать Солнце Правды. Некоторые под предлогом особой ревности по вере начинают критиковать Церковь, её пастырей и архипастырей, действия которых не соответствуют их пониманию или каким-то изречениям «старцев». Это та же беда, что случилась с иудеями, которые тоже руководствовались учением старцев, а о правде и милости забыли. Апостол Павел говорит о них, что они «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10, 2-3). Получается, что опять заповеди человеческие заслоняют собой для немощных в вере истины Божии – о любви, о единстве, об одном Боге Отце и единой Матери Церкви.

Ведь давайте посмотрим, на чем утверждается здание нашей веры. Бог, создавший мир и человека, любит каждого из нас и ведет к спасению, которое заключается в духовном совершенстве. Для этого Он послал в мир Сына, искупившего род человеческий и основавшего на земле Церковь, чтобы всякий мог через нее спастись. Церковь – это непотопляемый корабль, ибо «врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18), и неудивительно, ведь она тело Христа, Который является её главой. Кто может бороться с Богом?! В Церкви есть с момента основания и до сего дня своя корабельная команда – пастыри и отцы, и Дух Святой посредством Соборов управляет ими и всем кораблем, изгоняя еретиков и раскольников, чтобы оградить желающих спастись. Это первые этажи здания веры, на которых утверждается остальное: личное участие в Таинствах, духовное совершенствование и прочее.

Враг не может победить Церковь и нападает на священство, клевеща и соблазняя легковерных. Поэтому на нашего святого Патриарха, на его экзарха в Беларуси, на блаженнейшего митрополита Киевского возводят клевету и наговоры, чтобы отколоть людей от спасения. Часто это выгодно и политическим силам, чтобы разделять и властвовать. Но как невозможно построить дом, пропустив один из этажей или сделав его из соломы, так невозможно и иметь крепкое духовное устроение, не веря в Церковь, хранимую и управляемую Богом через её пастырей.

Поэтому такие зилоты-ревнители показывают не силу, а слабость своей веры. Вместо веры в Бога и Его Церковь верят себе, своим помыслам, верят заповедям и преданиям человеческим, верят в надуманные приметы и знамения, и это настоящее суеверие. Они верят клеветникам и соблазнителям, потому что не живут духовно и не знают подлинного учения Церкви. Они оббегают множество «старцев», как будто те в совокупности обладают каким-то тайным гностическим знанием, необходимым для спасения, а истиной, лежащей на поверхности, пренебрегают. Причём сами старцы могут быть настоящими, но, переходя от одного к другому, ревнители как бы отвергают предыдущих. Можно подумать, что им не хватает истины в Церкви с её Соборами, святыми Отцами и многовековой традицией. Создается впечатление, что такой человек не понимает глубины слов, не удовлетворяется существующей истиной, отвергая всё и ища чего-то особого, что подошло бы для него, «чесало» бы его слух. И удел таких людей, сначала непослушание истине и осуждение, потом отделение и озлобление, а затем отпадение от Церкви и погибель.

Приходилось видеть таких людей на Афоне. Когда они встречаются друг с другом, осуждают взахлеб всех подряд: священников, архиереев, патриархов, святых. Постепенно этот «праведный гнев» переходит у них в неприязнь и в настоящую ненависть. Не может один и тот же источник давать и горькую, и сладкую воду, и если человек ненавидит, он уже не способен на любовь. Они начинают ненавидеть комаров, мышей, обсуждают, как их всех истребить и потравить. Так этот нездоровый борцовский дух переходит в растущую ненависть, и становится очевидно, что, вместо пути сближения в любви, они встали на путь погибели.

А начало тому в гордости, потому что враг приманивает людей чувством собственной исключительности, показывает на поступки других и толкает на осуждение. «Вот, смотри, что они творят, какое беззаконие! А ты выше их, ты борешься за чистоту, думаешь о спасении всего мира». Человек привыкает считать себя судьей, а о душе своей забывает, потому что всегда легче заниматься внешним, чужими грехами, чем собственной душой. Обороняет мир от антихриста, а в свою душу его запустил через осуждение и ненависть к инакомыслящим православным своим собратьям. Поэтому справедливо обличает их и фарисеев Господь: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23, 24). Поэтому будем внимательны к своей душе, будем слушаться, доверять не себе и всякому встречному, но учению Церкви, Промыслу Божию, хранящему священноначалие в правой вере. Не будем отделять себя от богоспасаемого стада, чтобы волки не похитили нашей души через гордость и легковерность, и да исполнится на нас первосвященническая молитва Христа: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), в единой Церкви и в едином Царствии Божием. Аминь.

Произнесена 24 марта 2017 г. за Литургией Преждеосвященных Даров на подворье РДМ в Иерихоне.