Проповедь в 4-ю неделю Поста в храме св. царицы Александры

Сказал Господь Своим ученикам: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20, 1-16).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Сорока Севастийских мучеников и преподобного Иоанна Лествичника – автора знаменитого аскетического труда «Лествица». Это воскресенье завершает Крестопоклонную седмицу, в течение которой для укрепления в подвиге поста и молитвы мы с вами имели перед глазами знамение победы – животворящий Крест Господень.

Крест – характерный символ нашей веры, это «лествица» восхождения на Небо, указание пути в Царствие Небесное, это путь, по которому шли все святые нашей Церкви. Мы тоже идем этим крестным путем, цель которого – научить нас следовать воле Божией, сделать способными предать Богу свою жизнь и добровольно по вере принять необходимые для этого труды и страдания. Святые мученики являются для нас образцом мужественного претерпения любых мук и самой смерти ради Господа. Никакие пытки и обещания не смогли прельстить их и разлучить от Христовой любви. Как мы знаем, на крови мучеников утверждалась Церковь, поэтому в первые века христианства мученики чрезвычайно почитались, дни их памяти торжественно отмечались, на их гробах служили Евхаристию. И когда появились монахи-подвижники, их называли, желая показать высоту их подвига, бескровными мучениками, потому что ради Господа они умерщвляли свою плоть на протяжении многих лет. Потом, когда времена гонений миновали, преподобные стали как бы на первом месте, и учение о спасении в монашестве, о духовном делании было разработано в мельчайших подробностях, появилась «Лествица» и много других святоотеческих аскетических трудов.

Кто же более угоден Богу, мученики, которые мужественно собственной кровью засвидетельствовали верность Христу, или преподобные, всю свою жизнь проведшие в подвигах и лишениях ради достижения святости, знает только Господь. Эта тайна пока нам недоступна, потому что один Бог может судить о достоинстве каждого человека.

Сегодняшнее Евангелие на Севастийских мучеников о найме работников как раз посвящено теме оценки Господом человеческих трудов. Господин виноградника нанял на сбор урожая работников: одних утром, других днем, третьих – под самый конец дня. С первыми договорился о динарии за день, а прочим сказал, что расплатится с ними по справедливости. И когда он рассчитывался с ними вечером и дал всем по динарию, пришедшие первыми, которые трудились весь день на жаре и думали, что за больший труд получат больше, стали возмущаться. На первый взгляд это, действительно, несправедливо, труд надо оплачивать соразмерно объему и затраченным усилиям. Но ведь никто и не обещал больше одного динария, просто милость к последним соблазнила первых требовать повышения договорной цены. Этим они как бы свидетельствуют, что не любят ближнего, как самого себя, не радуются о его приобретении, их «правда» направлена на собственную выгоду.

Но в Царствии Небесном иные законы, и, прежде всего, это царство любви и милосердия. Господь дает последним такую же награду, какую и первым, т.е. не учитывает продолжительность труда. Если же награда не зависит от труда, то это уже не награда, а дар. Об этом говорит Апостол: «Все согрешили и лишены славы Божией, но оправданы даром Его благодати» (Рим. 3, 23-24). Действительно, оправдание и спасение всем нам дается от Господа даром, мы не можем его заработать.

Божественная справедливость и человеческая отстоят друг от друга, как небо от земли. Человеческая справедливость построена на эгоизме отдельных индивидуумов, а Божия справедливость заключается в соединении всех в любви, когда нет своего, и в возвращении всех к Создателю.

Как говорят святые отцы, динарий в притче – это вечная жизнь и блаженство, которые Бог хочет дать всем без ограничений, было бы желание. Значит, Он, действительно, дает всем любящим Его одинаково много, но каждый получает столько любви и блаженства, сколько может вместить его сердце. Отсюда множество обителей на Небе, разные лики святых, ведь даже «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41).

Когда мы мерилами своей человеческой справедливости пытаемся оценивать других людей, мы погрешаем, забывая о любви и берясь не за свое дело, присваивая себе Божие право. Подсчитывая годы, проведенные в Церкви или монашестве, свои труды и «заслуги» и с их высоты оценивая и уничижая других, мы уподобляемся старшему сыну в притче о блудном сыне. Как тому зависть и ревность мешала радоваться возвращению погибавшего во грехах брата, так и нас может искусить помысл о «несправедливости», если кратковременное покаяние грешника вдруг перевесит годы наших теплохладных трудов. Получается, мы позволяем Богу миловать и прощать, но на своих условиях и по своим расценкам.

Так было с фарисеями и книжниками, которые, блуждая в лабиринтах человеческих преданий и предписаний, забывали о самом главном: о правде, любви и милости и от служения Богу уклонились к служению своим страстям. Нам надо избавиться от эгоизма, научиться радоваться тому, что другому хорошо.

Эта притча может дать надежду многим, чьи дети или родственники ходят вдали от путей спасения. Бог ждет обращения человека до последней минуты жизни, и кто знает, может, по нашим молитвам, душа в самый последний миг развернется к Богу и, подобно Благоразумному Разбойнику, наследует спасение. Никто не приходит ко Христу без призвания свыше, а Бог знает душу каждого, способность или неспособность принять высшее призвание и лучшее для этого время, когда она может принести наибольший плод. Будем помнить, что последние могут оказаться первыми, и первые – последними, потому что Бог смотрит не на труды, не на внешнее, а на качество души, на верность и способность сердца любить.

Поэтому будем бежать, чтобы достигнуть, а результаты каждого пусть оценивает Бог. Будем помнить, что мы рабы неключимые, ни на что не годные, и нет у нас никаких заслуг. Однако Господь так нас любит, что отдал жизнь Свою за каждого из нас. И это значит, что наше достоинство, наша ценность не в наших трудах, а в нас самих и в нашей верности Христу, в том, что мы идем за Ним по крестному пути, которым шли все святые, к воскресению из мертвых. На этом трудном, подчас скорбном пути мы должны смириться до конца, избавиться от эгоизма, от ветхости, чтобы стать способными принять в своем сердце любовь Христову, которая царствует в небесных обителях. Тогда все святые на Небе возрадуются о нашем спасении, и мы будем благодарить Господа за то, что Он и нас, работников одиннадцатого часа, призвал в Свое светлое Царство. Аминь.

Произнесена 22 марта 2015 г. в 4-ю Неделю Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.