Тленному сему надлежит облечься в нетление

1460224717

Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15, 47-57).

Сегодня мы совершили третье поминовение усопших в дни Великого поста, когда христиане особенно заботятся о спасении своей души и своих близких, живых и почивших. Поминая усопших, мы всякий раз предстоим пред тайной жизни и смерти, более того, пред тайной вечной жизни и вечной смерти, ибо среди живых много мертвецов, а среди умерших – наследников жизни вечной. И хотя Церковь обладает развитым догматическим учением, очень многое остается тайной, таинством, в которое до конца проникнуть умом человек не может. Но ведь предназначение веры в том и заключается, чтобы постигать недоступное разуму и действовать там, где знание бессильно.

Мы верим Спасителю нашему Христу, Который говорит сегодня: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Этих слов уже нам достаточно, чтобы быть верными Господу и уповать на Его неизреченное милосердие. А ещё Он говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28). Отсюда мы делаем вывод, что все люди, праведные и неправедные, воскреснут для получения вечного воздаяния и, независимо от их мировоззрения и вероисповедания, будут судимы по их отношению ко Христу, насколько они приблизились к Его духу любви.

Апостол Павел несколько приоткрывает нам тайну воскресения из мертвых, сравнивая человека с зерном, которое сеется в землю и умирает, чтобы выросло новое растение. Так и человек сеется в тлении, а восстает в нетлении, сеется в уничижении и немощи, а восстает в силе и славе. Сеется тело душевное, похожее на тела животных, а воскресает тело духовное, подобное нынешнему, но с иными свойствами. И как тела, которые являются неким видимым воплощением души или внутренней сути, бывают разными у животных, людей и небесных светил и имеют разную славу, так и у людей духовные тела будут иметь различную силу и славу у Бога.

Апостол не вдается в физиологические тонкости строения человеческой души и тела, но четко говорит о двух главных состояниях человека. Одно – земное устроение первого человека – Адама и всех его потомков, а другое – новое устроение Господа с Неба, второго Адама Христа. Причём всем нам, наследникам первого Адама и древнего грехопадения, предстоит воспринять и обновленное состояние духовного рождения, ибо это закон жизни для всех: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».

Впрочем, здесь Апостол делает оговорку, ибо восприятие обновления во Христе зависит от нас: «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Кажется, здесь он противоречит себе и учению Церкви, согласно которому наши тленные тела воскреснут в том же виде с теми же лицами. Но под тлением Апостол подразумевает нравственное падение, растление греха, которому нет места в вечной жизни. Так же как и под плотью и кровью понимается житие по стихиям мира сего, а не по Христу. Творец погубил почти всё допотопное человечество, говоря: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Потому что они развратились, не хотели жить по образу создавшего их Бога, но уподоблялись неразумным животным.

Но вот божественный Павел продолжает: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Здесь под тленным и смертным он понимает уже наш душевно-телесный состав, который в этой жизни должен облечься в одеяние духа, вселиться в некое духовное жилище, оболочку, а точнее, преобразиться по духовным началам. «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою», – приводит Апостол слова пророка Исаии и с воодушевлением восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Христос победил вас и даровал всем жизнь вечную!

Однако тут же, как бы спохватываясь, добавляет: «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон». Ведь для усвоения этой Христовой победы и достижения подобия Божия от нас требуется подвиг борьбы со страстями и возрастание в добродетели. Грех – жало смерти, потому что он убивает душу и тело и прерывает все связи с Богом. Но почему закон назван силой греха? Закон есть двух видов: изложенный в Священном Писании и врожденный нравственный закон совести, вложенный в наши сердца Богом как руководящая, судебная и карательная сила. И эта самая совесть, вооруженная писаным законом, обличает и наказывает грешника, а если он не кается и не исправляется, то может и совсем опустошить и разъесть его душу. Следование же заповедям и указаниям совести ограждает нас от падений, от вреда для души, как боль предохраняет тело от повреждений.

Во Христе мы имеем возможность подняться выше суда и закона, потому что любящий исполнил закон и все нравственные нормы, и совесть не обличает его ни в чем. Такой человек получает от Бога то, о чем просит, и имеет великую силу помогать другим, живым и мертвым. А сама молитва о почивших есть проявление любви, укрепление нашего единства во Христе.

Поэтому оставим откровение тайн на будущее, а сами верой позаботимся о том, чтобы облечься в нетление и сподобиться лучшей участи в Пришествие Христово. Будем молитвами и самой жизнью своей испрашивать у Бога милости для себя и почивших в вере, вознося «благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом»! Аминь.

Произнесена 9 апреля 2016 г. в субботу 3-й седмицы Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.