Сегодня, дорогие братья и сестры, мы поминали дорогих нашему сердцу усопших, которые завершили свою жизнь на земле и ныне ожидают Суда Божия. И мы молимся, чтобы Господь был милостив к ним, чтобы Он не помянул их ошибок и грехов и вменил им в оправдание те добрые качества и дела, которые мы за ними знаем. Мы связаны с почившими взаимной любовью, и потому не осуждаем их, прощаем и стараемся оправдать. Сын никогда не скажет об усопшем отце, что он был пьяницей и дебоширом. Он признает, что да, по причине жизненных скорбей была у него слабость к вину, и тогда он терял контроль над собой. Но у него было множество хороших качеств: честность, доброта, заботливость, – да упокоит Господь его душу.
Но почему-то в повседневной жизни, когда другие люди поступают, как нам кажется, неправильно, мы начинаем их осуждать, давать характеристики: бессовестный, наглец, хам. Мы можем раздражаться и говорить: «Зачем он так сказал, зачем он это сделал?!» Почему это происходит? Потому что, во-первых, торопимся судить, не зная достоинств этих людей, а главное потому, что их не любим. Нам безразлично, что будет с ними в дальнейшем: за такое наказывают, и поделом.
Впрочем, когда речь идет о вечности, и до нас доходит, что всё очень серьезно, отношение меняется. Как в одном случае, известном из Патерика, когда монах осудил какого-то человека. И вот Ангел является ему ночью и говорит: «Человек этот умер, скажи мне теперь, куда его определить: в рай или в ад?» После этого вразумления монах уже никогда никого не осуждал.
Мы не только не относимся к ближнему, как к самому себе, не ставим его рядом с собой – к себе у нас особо благоговейное отношение, – но даже не пускаем его на место людей, к которым благоволим. А ведь Господь для того и дает нам почувствовать любовь к близким и любящим нас, чтобы эту любовь мы распространяли затем и на всех других людей. Не случайно на Руси всегда был обычай обращаться к совершенно чужим людям, как к родственникам: батюшка, матушка, братец, сестрица, дядя, тетя, – таким образом, любовь распространялась на всех.
Итак, наш суд получается предвзятым, лицеприятным и однобоким, одним словом, несправедливым, и потому Бог не доверяет нам право судить других, а весь суд отдал Сыну. Только Господь наш Иисус Христос, Который поставил Себя на место каждого из нас, «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4), имеет право судить род человеческий. А нам Спаситель говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).
Но кто-то может спросить: «Как же не судить, не оценивать другого человека, его поступки? Тогда мы совсем запутаемся, где добро и где зло, получается, что все люди одинаково хорошие?» Ответ простой: надо отделять грех от грешника. И если мы грех должны осуждать, как удаляющий от Бога, то человека миловать и оправдывать. Лучше нам быть предвзятыми в другую сторону и изначально верить, что все люди хорошие, потому что сотворены по образу Божию.
Сам Христос показывает нам пример такого отношения к ближним. Он пришел в этот мир не судить, а спасать души, увлекая их за Собой. Он явил миру истину, исполнил её в Себе и открыл желающим путь через Церковь в Царство Небесное. Кроткий Агнец Божий, по слову Пророка, «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф. 12, 20). А суд для каждого заключается в том, пошел ли он за Спасителем к свету и истине или остался во тьме, потому что больше возлюбил грех.
Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь призывает таможенного служащего Левия следовать за Ним. И вот этот человек, считавшийся у иудеев последним грешником, оставляет всё и идет за Господом, меняя служение мамоне на апостольские труды, а звание мытаря на прославленное в веках имя евангелиста Матфея. Господь призывает грешников и мытарей, и они откликаются на Его зов, во множестве следуют за Ним. Когда Он ест с ними за одним столом, фарисеи, привыкшие осуждать, соблазняются. Тогда Господь, снисходя к их немощи, объясняет: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние» (Мк. 2, 17). Гордость и безразличие разделяют, а любовь, желающая спасения ближнего, объединяет людей. Не осуждать надо больных, а лечить, помочь им стать здоровыми.
Однако получается, что эти внешне больные люди оказываются здоровыми внутри, потому что следуют за Христом. А внешне праведные фарисеи, отвергая Господа, показывают свой внутренний смертельный недуг. И, кажется, мы совсем запутались: кто хорош, кто плох? Но, на самом деле, мы нашли тот критерий, по которому Господь судит мир. Принятие Христа и деятельное следование за Ним свидетельствуют о добром качестве души, способности возродиться духовно, а непринятие – обличает её слепоту, глухоту и мертвенность. Христос – знамение пререкания, пробный камень, которым в древности определяли подлинность золота, или, как сейчас говорят, лакмусовая бумажка здоровья души. Принимающий Его освобождается от суда, как сказал сегодня Господь в Евангелии: «Слышащий слово Мое… имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Отвергающий же Его уже осужден.
Итак, Евангелие Христово судит нас и наших усопших, а мы да не дерзнем вмешиваться со своим слепым судом, чтобы самим не быть осужденными за отсутствие любви. Пускай наша совесть судит нас, ожили ли мы, услышав глас Сына Божия, восстали ли от мертвых, чтобы жить со Христом. А всем ближним, живым и усопшим, пожелаем, чтобы Господь помиловал их. И даже если они не познали в своей жизни Христа должным образом, будем просить, чтобы Он избавил их даже от этого, евангельского суда, и поступил с ними исключительно по Своей неизреченной милости. Аминь.