Немощь естества человеческого. Слово на Пассии

1459634655

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершили вторую Пассию, читали акафист Страстям Христовым, в безмолвном недоумении, как в Великую пятницу, предстояли пред Крестом Господним, слушали евангельское повествование о предательстве, о поношениях, страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа в изложении святого евангелиста Марка. Перед нами пронеслись все эти скорбные события, и мы видим, какая злоба, ненависть, неприятие, насмешки излились на Господа нашего Иисуса Христа. Мы сочувствуем Ему, скорбим и негодуем, говоря: «Какие жестокие, бесчувственные и неразумные эти иудеи, распявшие Спасителя мира и таким образом отвергшие Самого Бога Отца».

Однако если мы взглянем на происходившее тогда более внимательно, духовными очами, мы увидим свою собственную природу со свойственной ей немощью. Народ, восторженно встречавший Христа при входе в Иерусалим, теперь кричит: «Распни, распни Его!» Многочисленные слушатели и последователи из страха покинули Господа. Даже апостолы, которые всегда были со Христом, слушались и обещали быть Ему верными, разбежались. Евангелист Марк, как известно, был тем самым юношей, одетым в плащ на голое тело, который, когда его схватили за этот плащ, вырвался и убежал нагим, чтобы не пострадать.

Избранные апостолы, Петр, Иаков и Иоанн, которых Господь просил побыть вместе с Ним во время моления о чаше, были отягчены сном, бодрость духа не превозмогла немощи плоти. Потому что страдания Спасителя превышают нашу способность вместить, и на нас нападает тягостный сон. Даже апостол Петр, самый ревностный и пламенный ученик Христов, который клялся и божился, что будет верен Господу даже до смерти, и он в ответственный момент предал своего Учителя. Какая-то пелена окутала его, и он не понимал, что делает, подчиняясь инстинкту самосохранения. Когда же исполнилось предсказанное Господом, он осознал свое отречение и сталь горько плакать.

Но что говорить о немощных людях, если Сам Сын Божий, безропотно перенесший всё это бесконечное издевательство, под конец поколебался! Даже Богочеловек Христос, безгрешный Агнец, на главу Которого упали тогда грехи и страдания всего мира за все времена, по человечеству изнемог и, перед тем как испустить дух, возопил: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Да, перенести такую концентрацию зла для человеческой природы совершенно невозможно, и только Бог мог совершить великое дело спасения рода человеческого, освобождения его из оков сатаны!

Что же ожидать от простого народа, руководящегося грубыми чувствами и соображениями?! Их немощь выражается, прежде всего, в том, что они мыслят и действуют по-человечески, не могут понять миссии Спасителя и потому отвергают Его. Они примеряют к Нему те же понятия, что и к себе: если Он Мессия и Царь, значит сильный и должен Сам за Себя постоять. Как Он уничтожит всех врагов и поработит Израилю другие народы, если даже Себе помочь не может? Эти люди издеваются, смеются над Господом, потому что не понимают, что происходит, не могут подняться над своим земным восприятием. И мы с вами все умные разумные на практическом уровне, но это всё рассудочная деятельность. Что же касается ума, созданного для постижения сути вещей, для созерцания и общения с Богом, то он у нас не развит, находится в каком-то зачаточном состоянии. И когда нужно осознать духовные истины, вникнуть в суть происходящего, наш ум оказывается беспомощным, не способным вместить в себя то, что творит Господь.

Причём у народа, водимого этой человеческой логикой, есть ещё дурные вожди и советчики. Фарисеи, архиереи и саддукеи – это олицетворение наших страстей. Они возненавидели Спасителя, потому что Он «перешел им дорогу», потому что они хотят наследовать Божие достояние, присвоить его себе, а тут приходит Мессия и заявляет о Своих правах на творение. И слепые вожди Израиля, как и наши безумные страсти, враждуют на Христа. Они пытаются убить Его и ведут к Пилату.

А Пилат – это ум, который должен быть царем в нашей душе, беспристрастным и неподкупным судьей. И он, действительно, пытается оправдать, избавить от смерти невинного Агнца, преследуемого по зависти. Пилат объясняет иудеям, этому одержимому страстями сердцу, что Христос не делает ничего преступного и не заслуживает смерти. Но ум не может быть объективным, бесстрастным, когда сердце наполнено страстями. Боясь с ним конфликтовать, наш ум становится лукавым, предвзятым, пытается угодить безумным сердечным стремлениям. Пилат уступает натиску обезумевшей толпы и, вместо того, чтобы отпустить народу благого Царя и Спасителя, отпускает разбойника и убийцу. Так и угождающий своим страстям исполняет не свою волю, но работает на врага, всё больше порабощая себя злому тирану.

Но вот Христос громко восклицает: «Совершилось!» – и предает душу Богу Отцу. В этот момент происходит землетрясение, тьма – физическая и духовная – рассеивается, а церковная завеса в храме разрывается надвое. Это означает совершенно иной этап в истории человечества, когда каждый благодаря Христовой жертве обретает возможность взыскать Бога и приблизиться к Нему на всяком месте. Христос примирил человечество с Богом Отцом, рухнула каменная стена греха, и открылся путь на Небо. И мы видим, что многие люди только в этот момент начинают осознавать происходящее. Сотник исповедует свою веру во Христа: «Истинно Человек сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39). А другие, которые только что насмехались над Господом, бьют себя в грудь и уходят с места распятия со слезами раскаяния.

Итак, увидим в этих людях и событиях самих себя, свою душу, неразумную и неуправляемую, когда в ней действуют безумные страсти в сговоре с лукавым умом. Познаем немощь человеческой природы, чтобы не слишком полагаться на свои силы и не превозноситься над прочими, а со смирением искать помощи от Бога. Покаемся, чтобы подняться над плотским, поверхностным видением, свойственным обычному, душевному, но не духовному человеку. Увидим свои грехи и немощи, с одной стороны, и средства исцеления и освящения, которые дает нам Господь в Церкви, с другой, чтобы оценить величие дара и свою неблагодарность.

Пусть примером в этом будет нам покаявшаяся женщина, которая приступила к Спасителю и возливала на Его главу драгоценное миро. Ученики, не видевшие своих грехов, стали возмущаться: «Зачем же такая безумная трата? Можно было продать его и раздать деньги нищим». Они мыслят практически, но Господь напоминает им о несоизмеримости ценностей: когда речь идет о любви к Богу, счет неуместен. Поклоняясь Творцу, нужно вкладывать в это всё свое сердце, весь ум, всю силу своей души, и никакие материальные соображения да не посмеют вставить здесь свое слово. Потому что мы, на самом деле, ничего не можем Ему принести, никакое самое драгоценное миро не может быть благодарностью, равносильным воздаянием за Его дары. Но наши жертвы и усилия показывают стремление сердца и обнаруживают любовь к Богу, которой Он ждет от нас.

Поэтому лучшее, что мы можем сделать, это увидеть свои грехи, осознать, сколько нам Господь всего прощает и сколько дарует, со смирением и со слезами пребывать у ног Его, чтобы постичь удивительный путь, открытый Спасителем. А потом с терпением идти этим путем, путем исполнения заповедей, несения креста ежедневного преодоления своих немощей, чтобы воскреснуть со Христом и вселиться в Его блаженное Царствие. Аминь.

Произнесена 1 апреля 2016 г. на Пассии 3-й седмицы Великого поста в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.