Укрепление в борьбе со страстями

1489347621

Во второе воскресенье Святой Четыредесятницы, когда мы уже положили начало великопостному восхождению в Царство Небесное, Святая Церковь воспоминает всех Киево-Печерских святых и святителя Григория Паламу, который был сначала исихастом, афонским подвижником, а затем пламенным защитником монашеских идеалов и учения о нетварном свете. А Евангелие повествует нам сегодня о расслабленном, который обретает здравие благодаря своей вере и любви других людей, через кровлю спустивших его к ногам Спасителя.

О чем нам следует сегодня говорить? О великих ли подвигах святых, о высотах богословия и божественных энергиях, или же о причинах нашей духовной расслабленности? Может быть, нам снова стоит обратиться к своей душе: «Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14)?

Пасха – это исход из Египта страстей в свободу славы чад Божиих, в Землю Обетованную, текущую медом и млеком. Но этот спасительный путь лежит через пустыню покаяния, воздержания и труда. Потому что, отказываясь от привычного, мы ещё не обрели желаемого – небесных радостей, а для этого нужен подвиг.

Египет – это олицетворение мира, рабства страстям, когда ты трудишься в поте лица, а плоды твоих трудов поедают чужие. Душа рвется на свободу, но тысячи невидимых нитей удерживают её. Помимо пристрастия к пище, сну, покою, стяжанию, исполнению своей воли и связанных с неполучением всего этого раздражительных страстей, в последнее время умножаются другие, более опасные привязанности. Это и различные сильнодействующие вещества, и телевидение, и многословие по телефону в любом месте и в любое время, это и интернет с его играми, социальными сетями, зрелищами и всяким непотребством.

Причём эти новые оковы страшнее для человека, потому что создают видимость внутреннего богатства, ощущение наполненности жизни. На самом же деле они уводят человека по ложному пути и ставят в зависимость от себя. Он, вроде бы, испытывает радость, но радость эта не подлинная и есть начало печали. «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136, 4). Можем ли мы подлинно радоваться, не достигнув небесного Отечества, можем ли обрести покой и дать сон глазам своим, пока не найдем места в себе Господу? (Ср. Пс. 131, 3-4). Человек чувствует как бы вдохновение, воодушевление, но такой огонь, огонь страсти не угоден Богу. Всё это суррогат, подмена Царствия Небесного, то, что наполняет, как свиные рожки, но не насыщает. Все эти образы, переполняющие наш ум и сердце, есть не что иное, как египетские плинфы. Из них наши поработители-страсти строят себе дворцы, в то время как сердце наше, оставленное в небрежении, пребывает в сырой и холодной темнице.

С началом Великого поста, собрав силы, мы постарались стряхнуть с себя иго постыдного рабства. Когда-то мы уже бросили вызов врагу в Крещении и пошли за Христом, но постепенно освоились в пустыне, обустроились в маленьком лагере на полпути к цели, обложив себя любезными предметами. И теперь наш дух, жаждущий воссоединения с Богом, как Моисей, снова выводит нас на путь подвига. В пост мы стараемся пресечь всевозможные зависимости, побороть самые главные свои страсти, и поначалу всё идет легко.

Но вот проходит время, одна неделя, вторая, и мы забываем о цели, о том, что шли стопами множества святых, прошедших через пустыню и достигших блаженства Земли Обетованной. Мы начинаем оглядываться назад, на египетские котлы, обращаться к прежним удовольствиям и привычкам. Внимание притупляется, начинаются всевозможные поблажки, из-за чего мы перестаем противостоять соблазнам. Постепенно наша решимость умаляется, а духовные силы иссякают.

Вот от этого и предостерегает нас сегодня Церковь, повествуя о расслабленном. Она напоминает о том, что саможаление приводит к духовному расслаблению, параличу, когда не то что идти куда-то, а ногой или рукой пошевелить невозможно.

А враг, над которым мы посмеялись в начале, конечно же, хочет взять реванш. Причём для этого ему нет необходимости гнаться за нами с войском, он надеется, что мы сами придем к нему, сами вернемся на старое. Лукавый нашептывает: «Зачем ты убежал от меня? Вернись к своим плинфам. Всё равно у тебя ничего не получится, ты снова будешь так же грешить. Я здесь и силен, а Бог где-то далеко за пустыней, Он не поможет тебе».

Если христианин верит таким внушениям, то он сам, добровольно отдает победу в руки врага, который силен только нашей легковерностью и малодушием. Сознательное произволение на грех это даже не расслабленность, это духовная смерть. Вот где смирение пагубно, послушание греховно, а бездействие преступно. Неужели Господь не может победить искусителя? Может, но ждет нашего произволения, нашей решимости. Решимость передает нам силу от Бога и усваивает Его победу.

Если есть воля к спасению и стремление к совершенству, если мы падаем и снова встаем, чтобы продолжить путь, то и временное расслабление нас не остановит. Господь за молитвы любящих нас, по молитвам Церкви укрепит ослабевшую волю и воздвигнет нас на служение, как сегодняшнего расслабленного, как Петрову тещу. Спасший Иону из чрева китова и Трех отроков из пламени огня силен избавить и душу, желающую спастись от уз греха. Как Ангел толкнул спящего в темнице Петра, и тотчас с него спали оковы, а все железные двери сами распахнулись, так Господь силен избавить и нас от многолетних вериг греха, если мы действительно этого захотим.

Самое трудное – это начало и конец, но будем особенно внимательны сейчас, в середине пути. Как начало, исход из Египта, было чудом Бога, наславшего казни на египтян, так и конец – переход чрез Чермное море и полное избавление от греха – Господь устроит Сам. Но середина – это наш труд, наше упорство и постоянство в старании быть с Богом и самим не отдать победу врагу.

Господь дал нам ум, совесть и нравственное чувство как некий огненный столп, идущий впереди и указывающий нам дорогу. И если мы одерживаем маленькие победы, если страдаем, но упорно боремся с грехом, постепенно тьма уныния рассеивается, и мы обретаем внутреннее зрение. Тот самый свет, о котором говорит святитель Григорий Палама, свет благодати Божией освещает перед нами путь, и мы уже не претыкаемся на каждом шагу. И этот свет благодати, по учению Святителя, не один из даров Бога, не что-то сотворенное и внешнее, это Сам Бог, нетварная энергия Божества. А если Бог с нами, кто против нас, кого нам бояться?! Само Небо, не дожидаясь нашего восхождения, спускается в наше сердце, чтобы сделать его блаженной обителью Христа. Поэтому укрепимся, будем бдительны, ведь враг не дремлет. Спасение не за пустыней и не за горами, оно в уме и сердце, оно в слове Духа: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26, 14). Аминь.

Произнесена 12 марта 2017 г. во 2-ю Неделю Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.