На исцеление прокаженного

1458996804

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им (Мк. 1, 35-44).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 24-30).

Время поста, дорогие братья и сестры, это время очищения и исцеления души, это как бы вся жизнь в миниатюре, образ нашего спасения. Главная задача жизни христианина, как и поста, – очистить ум и сердце, чтобы стяжать любовь и воскреснуть со Христом, соединиться с Богом. Но пока мы не очистились покаянием и молитвой, Господь не может пребывать в наших сердцах. Он приходит к каждому, благословляет, просвещает Своим светом, проповедует нам истину и творит чудеса, но не может постоянно пребывать в неочищенном от страстей сердце.

В сегодняшнем Евангелии Христос молится утром наедине, молится, наверное, о том, чтобы возгорелся в наших сердцах этот очистительный огонь благодати, который Он пришел принести на землю. Его находят апостолы и говорят: «Все ищут Тебя». Но Господь отвечает: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел». Мы часто ищем Христа не ради истины, не потому что Он открывает нам иной мир, вечную жизнь с Богом, а ради утешения, ради уюта и внутреннего комфорта, потому что Господь дает хлеб душе, и она насыщается. И, конечно, тот, кто увидел Господа хотя бы раз, вкусил Его благости, будет Его искать. Но Он ждет от нас внутренней работы, чтобы источник «воды живой» мог открыться в нашем сердце. Христос бывает и нянькой для души, особенно вначале, когда нужно наставить человека в добре. Но потом Он предоставляет нам свободу действовать самим и идет дальше, чтобы мы встали на ноги и шли за Ним к совершенству.

В том же Евангелии Господь дает нам сегодня и образ очищения от грехов на примере прокаженного, получившего полное исцеление. Что нужно для того, чтобы очистить сердце и освободиться от тирании греха? Осознание того, что ты погибаешь, и вера во Христа, в то, что Он может тебя исцелить и очистить. Всё это есть у прокаженного: он не может не понимать бедственность своего положения, когда проказа неумолимо разрушает его тело, и с верой обращается ко Христу: «Ты можешь меня очистить». У прокаженного есть и покаяние, он понимает, что болезнь дана ему по грехам, и потому не требует от Бога: «Дай мне моё здоровье. Это моё право!» Он со смирением просит: «Я грешен и не имею права жаловаться, но если Ты захочешь, Ты можешь меня исцелить». И мы с вами, пораженные проказой греха, тоже не можем требовать от Господа немедленного исцеления, но только каяться, трудиться и просить с верой.

А что же Христос, хочет ли Он исцелить прокаженного? Но ради этого Он и пришел на землю! Он не только хочет нас всех исцелить, Он знает как, и может это сделать. Однако Господь не торопится полностью избавить нас от тирании греха, зная насколько быстро это смиренное состояние, покаянное обращение к Богу, когда мы нуждаемся, сменяется в нас, по получении просимого, тщеславием, самодовольством, успокоенностью, а то и превозношением над другими подобными нам грешниками.

Но Господь всё же смилостивился над этим несчастным человеком, который просит Его с верой. Он простирает руку, касается его и говорит: «Хочу, очистись!» Всего два слова, и эта страшная болезнь, пожирающая человека заживо, всё тление и зловоние исчезают, остается только первозданное здоровье и чистота. Однако для спасения души недостаточно просто очиститься, нужно принять в свое сердце Христа, наполнить свою душу любовью, чтобы страсти не вернулись с новой силой. Велико чудо исцеления тела, ещё невероятнее власть Бога прощать грехи и очищать душу, но самое трудное – удержать дар и остаться верным Христу, Его духу любви и смиренномудрия.

Господь предвидел, что исцеленного обкрадет тщеславие, которое способно расхитить самые великие дарования. Христос посмотрел на него со строгостью, запретил рассказывать о чуде и велел принести Богу жертву об очищении. Мы знаем продолжение: человек не сдержался и всюду рассказал об этом, так что Господь уже не мог заходить в города и селения, проповедуя в пустыне. Так и мы из-за неразумного тщеславия малым не даем Христу войти в наши селения – ум, душу и сердце, – лишая себя главного чуда преображения.

Итак, очистительный пост – это образ всей нашей христианской жизни, а земная жизнь во Христе – залог вечного спасения. Суть же спасения души заключается в стяжании любви, которая, начинаясь на земле, вечно возрастает на Небе.

Сегодня мы, совершая свой долг любви, молимся об усопших в вере, чтобы Господь сподобил их вечной жизни. На самом деле во Христе нет живых и мертвых. Умершие, которые, по Апостолу, воскреснут первыми, и живые, которые будут собраны на облаках, – все мы во время пришествия Христова соединимся «и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). В ком есть любовь ко Христу, тот «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).

Те же, кто не принял Христа, живые и умершие, уже осуждены, потому что отвергли свою радость, любовь и жизнь. Сама эта отвергнутая любовь и попранная совесть будут им вечными судьями и обвинителями. Христос, когда придет судить живых и мертвых, даже не скажет ничего, а только покажет Свои пречистые руки, пробитые за наши грехи – свидетельство о крайней любви и величайшей жертве, и никто не скажет слова в свое оправдание.

«Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Это касается и нас с вами, живых, но спящих, «мертвых прегрешениями». Кроткий глас Сына Божия мы слышим в Евангелии, в Церкви, в своей жизни и совести. Он призывает нас пробудиться ото сна, вместить Его благую весть о правде и любви Божией и наследовать вечное блаженство.

Поэтому будем молиться Господу, подвизаться в очищении себя, чтобы стать способными вместить любовь Божию. Будем молиться об усопших, наших братьях и сестрах во Христе, покрывая молитвой их грехи и совершенные в жизни ошибки, чтобы одна благодать, одна любовь Божия действовала и в нас, и в них и всех соединила в вечном Царстве Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

Произнесена 26 марта 2016 г. в субботу 2-й седмицы Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.