http://rusdm.ru/pics/c/201511/1447432472.jpg

Сегодня, во вторую неделю Великого Поста, называемую ещё неделей светотворных постов, мы воспоминаем свт. Григория Паламу, который выразил православное учение о нетварном Фаворском свете, видимом внутренними очами сердца всякого истинного подвижника. Празднуем мы также и память всех преподобных Отцов, в Киеве просиявших, которым этот внутренний свет давал силу затворяться в темных каменных мешках и испытывать там блаженство общения с Богом. Но видим ли этот свет мы, призванные к тому же? Видимо, не хватает нам чистоты, прозрачности сердца, чтобы свет Божией благодати, составляемый, как дневной свет из всех цветов радуги, из различных добродетелей, мог проникнуть нас насквозь и поселиться в душе. Видимо, не достигаем мы этой высоты и не вмещаем вполне всего богатства преданной нам Отцами веры. Прежде же всего нам не хватает смирения, ибо великие дары нуждаются и в великом смирении, которое возносит нас над всеми ловушками земли и оберегает от вреда превозношения дарами.

Но чего мы ищем в своей духовной жизни – видений, чудес, сладости сердечной? Нет, мы ищем Самого Бога, и даже внутренний мир – это не цель, а лишь следствие нашего приближения к Нему. Свет – это не славная награда и не приятное зрелище, это то, что помогает нам видеть происходящее в нас и вокруг, видеть цель и свое от нее удаление. И в этом нашем стремлении к Богу мы имеем такой свет, свет Евангелия, свет Христовых заповедей, свет ума и совести, различающей между злом и добром. Благодаря этому свету мы можем идти к цели и не падать, уклоняться от порока и держаться добродетели. «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет, – говорит апостол Иоанн, – доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 35-36). Поэтому мы, сыны света и сыны дня, пока имеем этот свет, т.е. находимся ещё в этой земной жизни, идем путем духовного совершенствования, борясь с грехом не только в делах своих, но и в самом сердце и уме, в своих помыслах и побуждениях.

К сожалению, мы часто ослабеваем на этом пути и падаем. Сегодня в Евангелии мы слышали о расслабленном, которого исцелил Христос по вере принесших его людей. В этом человеке мы узнаем свою душу, расслабленную грехом, хотя и чувствующую истину, но не могущую двинуть ни рукой, ни ногой из-за этого паралича ума, сердца и воли. Отчего это происходит, отчего уныние порой сковывает всю нашу деятельность, всю нашу молитву? От того, что, с одной стороны, мы не видим этого своего плачевного состояния, не осознаем расслабления, надеемся ещё на свои силы и при этом умудряемся чем-то хвалиться и превозноситься над ближним. А с другой – не верим во всемогущество Бога, ждущего нашего обращения, и не стремимся оказаться у ног Христа с младенческим плачем, чтобы получить исцеление.

И вот, чтобы увидеть это свое жалкое положение, увидеть в себе грех, о чем мы молимся постом в молитве прп. Ефрема Сирина, нам нужно добыть немного этого нетварного света, света благодати, могущей верою открыть очи нашего сердца. И когда появляется в нас этот свет, тогда уныние сменяется деятельным покаянием, а безысходная тоска – печалью о Боге и непременно сопутствующей ей радостью.

Но ещё сегодняшний отрывок Евангелия учит нас и взаимной любви друг ко другу. Любовь – это тоже свет, и любящий Бога найдет путь к Нему, а любящий ближнего всегда изыщет способ помочь своему собрату. Так четверо друзей, не сумев внести расслабленного через дверь, через крышу опустили его на середину комнаты перед Иисусом. И мы, дети одного Отца, члены единого целого нашей Церкви как тела Христова, призваны носить немощи друг друга и, когда видим ослабевшего брата, поднимать его на крыльях нашей молитвы и участия и поставлять пред Христом. И тогда по нашей вере и по Своей милости Господь не только воздвигает немощного, но и нам говорит, как одному человеку: «Отпущаются тебе за твою любовь грехи твои, иди с миром». Вот величайший дар, которого не оскорбительно просить у великого Царя – Бога. Ибо только Бог имеет такую власть – прощать грехи. Не случайно Господь спрашивает соблазнившихся фарисеев, что проще сказать – отпускаются тебе грехи, или встань и ходи? По-человечески, конечно, проще сказать то, что нельзя проверить – отпускаются грехи, а совершить реальное чудо исцеления трудно. Но Господь дает нам не внешнее только исцеление, но самый великий дар – освобождение души от рабства греху, устраняет причину всех бед души и тела, то, что отделяет нас от Бога и Его даров.

Итак, дорогие братья и сестры о Христе, будем веровать во Свет, ходить во свете, т.е. удаляться от греха, который есть тьма, видеть себя и ближнего в этом свете любви, чтобы, взаимно помогая друг другу в моменты расслабления, благополучно достигнуть страны света, радости и любви, где праведники сияют яко солнце во Царствии Отца нашего Небесного. Аминь.

Произнесена 16 марта 2014 г. во 2-ю Неделю Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.