Победа правой веры над заблуждениями

Торжество Православия. Воскресная проповедь в храме св. царицы Александры

Сегодня мы празднуем Торжество Православия, победу нашей матери Церкви, которая за всю историю своего существования претерпела множество гонений и преследований, но устояла, как и предрек Господь, сказавший, что врата ада не одолеют её. Свет пришел в мир, и тьма восстала на Него, но не смогла объять. Господь стал человеком и в схватке с силами зла одержал победу. Но после этого враг рода человеческого ополчился на Его учеников и последователей, на Святую Церковь, которая первые три века своего существования пребывает в постоянных гонениях. Сначала христиан преследуют иудеи, расправляясь с ними на своей земле и в рассеянии, возбуждая против них народ и подстрекая власти. Потом за это дело берутся по очереди римские императоры и государственный аппарат Римской империи, невежественный народ и представители языческой интеллигенции, которые всеми силами и средствами старались истребить имя Христово на земле и погубить Церковь Божию. Но она не только выстояла против всех их козней и ухищрений, но и преобразила империю, сделав её христианской.

После этого враг начинает действовать изнутри Церкви, пытается расшатать её, посеять раздоры, разделить людей Божиих. Начинается период Вселенских Соборов, когда появляются различные суетные лжеучения, ереси, и Церковь соборно борется со всяким душепагубным заблуждением, формулируя и утверждая истины нашей веры: догмат Святой Троицы, догмат о соединении во Христе двух природ: истинного Бога и истинного человека. И здесь Церковь победила, и здесь она выработала учение, которое мы сегодня храним как драгоценное сокровище. Эти догматы являются вехами на нашем духовном пути. Они показывают, куда следует нам идти, а где уклонение, пропасть, где погибель для души человеческой.

Последним был догмат об иконопочитании, утвержденный на Седьмом Вселенском соборе в IX веке, когда после долгого периода нестроений, борьбы императоров иконоборцев с православным почитанием икон и св. мощей, наконец, восторжествовало правое учение о том, что мы поклоняемся Богу через Его иконы. Этот догмат выразил Боговоплощение: Бог «истощил» Себя и стал человеком, чтобы человек смог стать Богом. Божество упростилось настолько, что стало изобразимым в красках на плоскости, чтобы мы могли обращаться умом и сердцем к Нему. И через это изображение, через эту плоскость проникли в мир божественного и усовершенствовались, обогатились, наполнились благодатью. Чтобы мы стали Его образом, Его оттиском и отпечатком, чтобы мы стали подобны Богу и в этом подобии обрели полноту бытия. Это то, о чем говорит Священное Писание, что человек – это образ Бога, призванный стать Его подобием. В этом свете каждый человек является иконой Бога, и мы не имеем право презирать его, даже если он последний грешник. Если мы не уважаем этот образ в человеке, презираем других, то мы подобны иконоборцам, не имевшим ничего святого. Если мы осуждением и клеветой очерняем этот образ или своим поведением толкаем на неподобающие поступки – мы тоже иконоборцы, потому что роняем в грязь лик Небесного Царя. Наконец, если мы своей жизнью не являем образ Божий, если наши поступки расходятся с нашими словами, значит мы гонители икон, сами не обретаем и ближним нашим не даем найти путь в Царствие Небесное.

В определениях Седьмого Вселенского собора святые отцы говорят, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Покланяясь перед иконой Бога, Пресвятой Богородицы или святых, мы воздаем поклонение и честь Самому Творцу и Его святым угодникам, на ней изображенным. И это поклонение дает нам силы, в этом поклонении мы общаемся с Небом и черпаем благодать, получая укрепление в нашей духовной брани. Так же, поклоняясь Древу Честнаго Креста, мы получаем благодать и силу ради заслуг распятого на нем Господа. Подобным образом и здесь, на Святой Земле, поклоняясь Гробу Господню и другим святым местам, мы приобщаемся вечности, соединяемся с духовными реалиями и получаем Божию благодать и силу. И иконы, и мощи, и святыни – всё это окна в духовный мир, через которые на нас изливается божественный свет разума, добра и любви, а без этих окон мы постоянно бы претыкались во мраке земной жизни.

Таким образом, сегодня мы торжествуем победу правой веры над заблуждениями, истины над ложью, света над тьмой, празднуем победу Церкви над лежащим во зле миром. И не случайно каждый год это происходит в первое воскресение Великого поста, когда мы очищаем свою душу подвигом благочестия, чтобы приблизиться к Богу, вместить в своем сердце Его благодать. Потому что Великий пост – это движение через крест воздержания и молитвы к радости Воскресения, к Святой Пасхе Господней, к окончательной победе Христа над смертью. Всякий грех, всякая страсть удаляет человека от Бога, отделяет от Церкви, и потому в разрешительной молитве на исповеди священник обращается к Богу: «Примири и соедини его Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви во Христе Иисусе Господе нашем». Очищаясь же от греха, мы соединяемся с Церковью и становимся единым целым с Телом Христовым.

Поэтому будем благодарить Господа, совершившего эту победу, будем стремиться иметь духовное единство с Торжествующей Церковью, которая на Небе уже победила. Там всегда светит Солнце Правды, там торжествует любовь и царствует радость, и осталось только, чтобы Христос совершил эту победу в нашем сердце, уме и сознании, в нашем обществе и во всём мире. Аминь.

Произнесена 1 марта 2015 г. в 1-ю Неделю Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.