
И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая (Мк. 2, 23 – 3, 5).
Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 15, 17 – 16, 2).
Память святого великомученика Феодора Тирона мы всегда совершаем в конце первой седмицы Великого поста, когда особенно ревностно очищаем свою душу постом и молитвой. В это время мы, каждый в свою меру, уподобляемся преподобным пустынникам, которых называли бескровными мучениками за их целожизненный подвиг ради Христа. Сегодняшние Евангельские зачала напоминают нам о том, что следование истине во все времена встречало препятствия со стороны противящихся ей, и особенно эта брань, этот контраст света и тьмы открылись в Новозаветные времена.
Когда Спаситель с учениками идет через пшеничное поле, те начинают срывать колосья, вышелушивать зерна и есть, чтобы утолить голод. Они оставили всё и только слушали Господа, так что забывали даже о пище. И вот, фарисеи, которые зорко следили за Иисусом, чтобы обвинить Его хотя бы в мелочи, и не находили повода, спешат осудить Его учеников и косвенно Его Самого. Как знатоки закона, они усмотрели здесь нарушение: срывание колосьев можно назвать жатвой, жатва – это труд, а трудиться в субботу нельзя. Но Спаситель обличает их через то же Священное Писание, приводя пример Давида, который в особых обстоятельствах нарушил закон и ел со своими людьми в храме хлебы предложения, которые могли вкушать только священники, и Писание это не осуждает. Он говорит: «Суббота для человека, а не человек для субботы. Неужели человек, созданный Богом для вечной жизни, не важнее закона, который был дан человеку позже, чтобы вернуть его к своему предназначению?! Безусловно, важнее, поэтому суббота в случае нужды может быть нарушена».
Затем Господь входит в синагогу и видит там человека с высохшей рукой, а фарисеи, ищущие повод погубить Спасителя, наблюдают, не исцелит ли Он его в субботу. Видя их помыслы, Христос спрашивает: «Что должно делать в субботу: добро или зло? Спасти человеческую душу или погубить?» И они не могут ничего ответить, потому что Он попал в самую точку. Вместо того чтобы любить, благотворить, исполняя заповеди закона, они ненавидят и убивают, они хотят уничтожить Сына Человеческого, пришедшего на землю, чтобы привести их к совершенной любви.
В этих двух эпизодах мы видим, что закон потерял свою силу, не способен больше животворить. На месте виноградника вырос дикий сад, который не насажден Отцом Небесным, который вместо ожидаемых плодов: верности Богу, справедливости и милосердия – покрылся колючками злобы и ненависти, насквозь заражен лукавством и лицемерием.
Бог дал Своему избранному народу закон, чтобы вернуть его на пути правды, научить истинному благочестию и милосердию. Ветхозаветный закон, как внешнее исполнение каких-то правил и ограничений, был призван нравственно воспитать Израиль, подготовить его к принятию более высокого и совершенного откровения. Он был несовершен и не мог оправдать, не мог оживотворить душу, наполнить её жизнью, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Как говорит апостол Павел, «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 24). Совершенство же пришло в Новом Завете в лице Господа нашего Иисуса Христа, пославшего животворящего Духа Утешителя Своим последователям.
Господь пришел на землю, чтобы научить нас совершенной заповеди о любви. Он говорит: «Я заповедаю вам любить друг друга, как Я полюбил вас и отдал душу Свою ради вашего спасения. Но не удивляйтесь тому, что мир вас ненавидит, потому что мир ненавидит Меня. Если бы вы были такие же, как мир, то мир бы вас любил, но вы стараетесь быть похожими на Меня, а Меня мир не принимает. Как Меня гонят, так и вас буду гнать за слово истины, и как Меня принимают сыны света, в которых не умерла душа, так и вас будут принимать».
А о лежащем во грехе мире Господь говорит: «Возненавидевший Меня возненавидел и Отца Моего. Мир не понимает слово истины, потому что погряз во грехах. Если бы Я не пришел и не научил, и не подтвердил Свои слова многими чудесами, то они бы не имели греха. Но теперь, когда Я пришел и явил им истину, она осудила их жизнь и их дела, и они не имеют уже никаких оправданий».
И вот интересная параллель: апостол Павел говорит про Ветхий Завет, что пока не было заповеди – не было греха. Пришла заповедь ветхозаветного закона, и с нею появился грех, убивающий душу. Закон несет смерть не потому, что он плохой, а потому, что он обнаруживает грех, показывает, в чем мы отошли от Бога. И то же самое говорит Христос уже о Новом Завете, уже о Своих заповедях: «Если бы Я не обличил их, то они не были бы грешны».
Но, может, и не нужно было приходить Богу на Землю? Жили люди, и всё было хорошо, и не было греха, потому что не было заповедей. Но всё дело в том, что человек удалился от Бога, а значит, удалился от жизни – это неизбежно влечет за собой смерть. Если созданный для вечного общения с Богом человек не вернется к своему Творцу, он наследует вечные мучения как не оправдавший своего предназначения. Однако лежащий во зле мир не принимает посещений Божиих, убивает посланных пророков и праведников обеих Заветов.
Христос пришел не отменить закон, но исполнить его, раскрыть его на новой глубине. Он явил нам спасительный путь жертвенной любви, и всякий, кто идет по нему, будет гоним миром, который не понимает заповеди о любви. Но Господь победил, а значит, победим и мы, Его ученики, если устоим в любви, и малое стадо Христово будет увеличиваться. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир», – говорит Спаситель Своим ученикам в прощальной беседе (Ин. 16, 33).
А что же те, кто не понимает любовь, бежит от света и ненавидит истину? Господь говорит о них словами пророчества: «Возненавидели Меня напрасно». Что значит напрасно? Он отомстит им, припомнит им потом на Суде? Нет, они сами себя наказывают. Они возненавидели Врача, Который пришел, чтобы исцелить их от смертельной болезни; возненавидели Наставника, учащего их спасительной мудрости, они отвергли Проводника, хотящего вывести их из рокового плена к жизни и свободе. Христос и есть наш Врач, наш Учитель, наш Путь, но, кроме того, Он наш Священник, освящающий наши души, делающий их подобными Богу. Отвержение Христа есть крайнее безумие, отказ от собственной жизни, самоубийство навеки, и потому напрасно они делают то, о чем будут потом безвременно и бесполезно сожалеть.
Верным же Своим последователям Господь обещает
послать Утешителя, Духа истины, Который укрепит их в подвиге и приведет через
них к Богу многих других. Дух будет свидетельствовать об Отце, и они будут
свидетелями, потому что познали Его, а по-гречески слово «мученик» означает «свидетель».
Свидетельство своей жизнью о Боге связано с подвигом, даже нередко с
мученичеством, кровавым или бескровным, но только такие орудия могут сокрушить
твердыни неверия и пленить души в послушание Христово. Следование за Господом
неизбежно связано с крестом – борьбой со своим ветхим человеком и непониманием
со стороны людей мира, ибо, по Апостолу, «все, желающие жить благочестиво
во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Но крестный путь ведет нас
к победе воскресения, и мы не одни – с нами Сам Господь, с нами Ангелы, с нами
вся полнота Церкви Торжествующей на Небе. И если мы пребудем верными этому
пути, этому закону любви, то можем увлечь за собой и другие души в вечные обители,
«идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость»[1]
общения со Христом. Аминь.
[1] Утренние молитвы, 5-я, свт. Василия Великого.