Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 28-38).
Сегодня мы совершаем службу Предпразднства Сретения Господня, события, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли Младенца Христа в храм, чтобы исполнить повеленное законом. Там произошла встреча Спасителя с дивным Симеоном и праведной Анной – встреча Ветхого Завета с Новым, встреча человека с его Богом.
Небесный Царь пришел к Своим земным подданным, которые долго с любовью ждали Его. Праведный Симеон Богоприимец ждал Христа два с половиной века после того, как ему было обетовано Ангелом, что он своими глазами увидит Свет народов и Славу Израиля. И он не мог обрести покоя и умереть, пока не уверится во всеобщем воскресении. Святая праведная Анна, прожившая всего семь лет в браке, с мужем – образом утех мира сего, более шестидесяти лет неотступно пребывала в храме, молясь и ожидая избавления народа Израилева. Задолго до пришествия Христа они уже любили Его, как и все праведники Ветхого Завета, и потому сподобились встречи со Спасителем человечества.
Но Господь возлюбил нас прежде создания мира, и сам мир Он создал из любви. Когда Бог творил человека, Он вложил в него эту любовь и жажду общения с Творцом, чтобы мы искали Его и всегда стремились воссоединиться с Ним. Вот эту жажду Истины, жажду общения с Богом не могут утолить в нас никакие земные блага.
Закхей-мытарь, о котором мы слышали сегодня в Евангелии, был человеком богатым и влиятельным, но душа его не находила удовлетворения в земном. Она тянулась к бедному праведнику Иисусу Христу, потому что узнала в Нем своего Создателя и Господа. И он совершает поступок, не боясь насмешек толпы. Закхей бежит вперед, как мальчишка, и залезает на дерево, поднимаясь над земным. Он делает шаг навстречу Богу, и Господь тут же встречает недавнего грешника. Он приходит к нему в дом, и эта встреча совершенно изменяет его жизнь.
Господь ищет встречи с каждым из нас, чтобы изменить нашу жизнь Евангельским благовестием. Христос пришел в этот мир в образе странника, в образе человека, нуждающегося в нашей помощи. Он стучит в наши сердца, ожидая отклика, ища в них сродного Себе, правды, милости, той любви, которая была заложена в нас при сотворении. И когда это происходит, когда любовь Божия соединяется с любовью человеческой, тогда мы становимся непобедимыми, тогда ничего в этом мире не может устрашить нас.
Сегодня на память св. мученика Трифона читаются замечательные слова апостола Павла: «Любящим Бога, призванным по изволению, все содействует во благо». Этим он как бы говорит в утешение римским христианам, претерпевавшим гонения и скорби: «Если вы любите Бога, для вас нет ничего страшного. Не только утешения и радости нужны и полезны вам, но и скорбь, и гонение, и даже смерть – всё это, кажущееся злом, Промысел Божий обращает во благо и в ещё большую славу. Ибо кого Бог предузнал, – продолжает он, – тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил». От нас требуется только любовь, остальное совершает Сам Бог.
Но может это несправедливо по отношению ко всем людям, к тем, кому не повезло попасть в число избранных счастливчиков, предопределенных Богом ко спасению? Вопрос о предопределении вызывал много богословских споров, поскольку трудно постигается человеческим умом: если всё заранее известно, кто спасется, а кто погибнет, зачем тогда вообще что-то делать, ведь судьбу не изменишь?
Но давайте вернемся к словам: «Любящим Бога, призванным по изволению, все способствует во благо». Словосочетание «по изволению» (κατά πρόθεσιν) можно понимать двояко – как изволение Бога и как изволение человека. Западные отцы толкуют его как изволение Бога: кого Он захотел, того и призвал. Поэтому в Синодальном переводе Библии даже приписано курсивом как пояснение: «по изволению Его», т.е. Бога.
Но восточная святоотеческая традиция истолковывает это как свободное изволение человека, без которого Бог не может никого спасти. Господь заранее видит тех, кто способен откликнуться, устремиться к Нему всей силой души, в ком теплится огонь небесной любви, и призывает каждого в свое время. Он желал бы призвать всех и сразу, но не все способны принять дар и не потерять, не обратить его себе во вред и осуждение. Бог не предопределяет, кому спастись или погибнуть, Он только, будучи Всеведущим, знает, какое будущее мы готовим себе склонением своей воли.
Так вот, тех, кто захотел откликнуться на зов, Господь и предузнал, и призвал, и оправдал, и прославил. Кто же эти блаженные избранники, предопределенные ко спасению? Это мы с вами, возлюбившие пришествие Его. Господь предузнал, что мы откликнемся на Его зов, обращенный ко всем. Он предопределил для нас путь спасения в Святой Церкви через её Таинства. Он призвал нас, потому что каждый из нас имел эту встречу с Богом, и оправдал во Святом Крещении, и прославил званием сынов Бога и излиянием даров Святого Духа.
А если живет в нас любовь ко Христу, приобщающая нас ещё здесь к блаженной вечности, неужели мы убоимся чего-либо в этом мире? «Если Бог за вас, – восклицает Апостол, – то кто против вас? Если Бог оправдывает, кто может вас осудить?» А чтобы мы не усомнились, что Бог даст нам обещанные блага в будущем веке, Апостол говорит: «Если Он Сына Своего Единородного не пощадил ради нас, неужели не дарует и всё прочее, что по сравнению с такой жертвой бесконечно мало?»
И если есть в нас это стремление к Богу, эта любовь к Спасителю, и она умножается благодатью, которая нам дается в Церкви, то, воистину, что может разлучить нас от любви Божией? «Скорбь, или теснота, или гонение, или голод… или меч? Всё это мы, – говорит Апостол, – преодолеваем силою Возлюбившего нас».
Потому будем возгревать в себе этот огонь любви, заложенный в нас Богом, будем умножать любовь исполнением заповедей, будем искать Господа в молитве, творить милостыню. И тогда, как говорит Апостол, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Аминь.