Жертва вдовицы. На память сщмч. Игнатия Богоносца

1486824234

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание свое, какое имела (Лк. 21, 45-47; 22, 1-4).

 В сегодняшнем Евангелии Господь говорит о плохих пастырях и хороших верующих, о лукавстве книжников и лептах бедной вдовы. Фарисеи, любящие славу и первенство, притворяются праведниками, чтобы иметь почет и обирать простой народ. Они стремятся к внешнему богатству и достигают его за счет других, но при этом внутренне беднеют и опустошаются. Их обессиленными душами завладевают духовные недуги зависти, ревности, злобы, клеветы друг на друга – безумные страсти, приведшие вождей израильского народа к убиению Самого Мессии и Помазанника Божия.

А простые люди в напастях и испытаниях бедности сохраняют в своем сердце сокровище веры и только укрепляются в любви к Богу. Бедная вдовица являет великую веру и самоотверженность, отдавая пусть малое, но последнее, всё свое пропитание. Она поступает по вере, потому что совершенно уповает на Бога, заботящегося даже о птицах небесных. А фарисеи, хотя могут позволить себя большие приношения на храм, тратят деньги на себя, принося их в жертву собственному тщеславию, и потому достойны ещё большего осуждения.

Но вот наступает эпоха Нового Завета, Христос основывает на земле Свою Церковь: «Се, творю всё новое» (Откр. 21, 5), и, казалось бы, в ней не должно быть места душепагубным страстям. Но нет, и здесь есть люди такого рода, у которых бог – чрево. В сегодняшнем апостольском чтении божественный Павел говорит, что в последние время люди будут самолюбивы, сребролюбивы, клеветники и проч. Здесь он перечисляет целый букет духовных болезней и дополняет: «Более сластолюбивы, чем боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся» (2 Тим. 3, 2-5). Такие ни во что не вменяют истину и полагают, что «благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6, 5). Наказание их не дремлет, «они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» (2 Тим. 3, 9).

Но кого соблазняют эти люди? Они «вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3, 6-7). Почему они не могут познать истины? Потому что излукавились и не правды ищут, а удовлетворения своих страстей. И, как в другом месте говорит Апостол, за это «пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2, 10-11).

А мы с вами, дорогие братья и сестры, сделаем вывод, что нам надо удаляться от гибельных страстей, искать прежде всего Царствия Небесного и верить, что Господь Сам непременно приложит всё необходимое. «Великое приобретение, – говорит Апостол, – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6, 6). Т.е. довольствоваться малым и иметь не несытую, не мечущуюся в вожделениях душу, а мирную и благодарную Господу.

Но сегодня мы имеем пред глазами и пример истинного пастыря – святителя Игнатия Антиохийского, перенесение мощей которого из Рима в Антиохию празднуется ныне. Это священномученик начала II-го века, богослов и святитель, называемый Богоносцем за великую любовь ко Христу и непрестанную к Нему молитву. Как истинный пастырь святой Игнатий не убоялся волков, расхищающих стадо, но сам пришел к императору Трояну, чтобы защитить христиан от неправедного гонения. Мог ли он поддаться на угрозы и лесть тирана, если любовь сделала его бесстрастным? «Нет во мне огня, любящего вещество, – восклицает Святитель, – но вода живая, и говорящая во мне изнутри, взывает мне: иди ко Отцу»[1]. С радостью отправился святой Богоносец через весь мир по Игнатьевой дороге, как она после этого стала называться, в Рим, чтобы быть растерзанным львами.

Согласно преданию, священномученик Игнатий Богоносец был тем самым ребенком, которого Господь наш Иисус Христос взял на руки, обнял и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Эти слова означают, что нам следует доверять Богу так, как дети верят в своих родителей, полагаясь на них без рассуждения и сомнений. Если мы будем так вверять себя Богу, как бедная материально, но богатая духом вдова, и так же посвящать Христу свое сердце, «всё житие свое», то, несомненно, станем гражданами Небесного Отечества ещё на земле. Да, и в своем сердце мы тоже порой ощущаем знамения этих последних времен: оскудение духа, слабость веры и внешность благочестия. Поэтому такие столпы как святитель Игнатий и другие древние подвижники выглядят рядом с нами великанами, духовными богачами, и это справедливо. Тем не менее, если мы будем стараться, Господь, «целующий» намерения и приветствующий наши немощные усилия, вменит эту посильную жертву в драгоценное приношение. Христос примет наше сердечное желание и самоотверженное старание, как те две угодных Ему лепты вдовы, как свидетельство нашей живой веры и любви. Тогда Господь обнимет нас благодатью, как пускай больных, слабых, но от того ещё более любимых Своих детей, и переселит в Небесные Обители, «идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих лица Его доброту неизреченную»[2]. Аминь.


[1] Игнатий Антиохийский, свт. Послание к Римлянам, гл. VII.

[2] Благодарственные молитвы по Святом Причащении, 1-я.

Произнесена 11 февраля 2017 г. в субботу 34-й седмицы по Пятидесятнице за Литургией в домовом храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.