1455121780

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11, 11-17).

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 1-10).

Братия, не многие делайтесь учителями, – говорит сегодня апостол Иаков, – потому что все мы много согрешаем, а учащие подвергнутся большему осуждению» (Иак 3, 1-2). Он говорит нам о том, как вредно не следить за своим языком, потому что, хотя он и малый член тела, от него многое зависит. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», – говорит Спаситель (Мф. 12, 37). Потому что язык выражает, озвучивает наше внутреннее состояние и тем самым закрепляет, утверждает чувства и расположения сердца. А сердце, не очищенное ещё подвигом работы над собой, молитвой и страданием, предлагает языку мудрость не духовную, а плотскую. Слово наше бывает отравлено действием страстей, которые укрепляются тогда, когда выражаются внешним образом. Поэтому Господь и говорит, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 35). Что же говорить о пренебрежении, или когда называем ближнего безумным, и прочих непотребствах!

Даже если мы говорим, желая помочь ближнему, научить его чему-то правильному, часто нами руководят иные, страстные побуждения. Это и нам не приносит пользы, и другим может повредить. Поэтому Апостол и говорит, что прежде, чем учить кого-то, надо сначала очистить себя. Ведь не может один и тот же источник давать и горькую, и сладкую воду. А если есть горечь ещё в наших сердцах, значит и сладость не настоящая. Подлинная любовь Христова не может ужиться вместе с неприязнью к другим, с осуждением. Мы должны просить у Бога, чтобы Он преобразил наше сердце, наш ум, чтобы не было в нас этой горькой воды, только сладкая. И тогда наше слово будет действенно, угодно Богу и полезно ближнему.

Сегодня мы воспоминаем перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста – великого подвижника и Учителя Церкви, принесшего пользу не только жившим в его время, но и всем поколениям христиан. Он начинал не с учительства, а с подвига, удалился в пустыню, два года провел в совершенном безмолвии, надорвав свое здоровье постами. Но Господь поставил подвижника, несмотря на его смиренный отказ от священства, пасти Своих словесных овец. И святой Иоанн, не жалея себя, поучал их словом, толковал Священное Писание, был милостивым и все силы употреблял на то, чтобы послужить ближнему тем, что дал ему Господь. Его таланты и прекрасное образование были многократно умножены благодатью Духа Святого, так что он стал Златоустым светильником Церкви, самым славным предстоятелем главной в Византии кафедры.

За обличение неправды он был гоним, сослан на север, в далекие Каманы, где и почил в 407 году. Когда же через 30 лет по просьбе свт. Прокла, подвигнутого народом просить вернуть мощи Святителя в столицу, император послал в Команы людей, они не смогли поднять гроб. Тогда правитель написал письмо Святителю, где каялся за деяния своей матери Евдоксии, его сославшей. Когда послание было прочитано перед ракой, мощи стали легкими, и их смогли привезти в столицу. В Константинополе от нетленных мощей Угодника Божия произошли многие чудеса, а император лично со слезами попросил прощение у раки. Тогда многие слышали, что сам Святитель сказал: «Мир всем».

Почему святой Иоанн сразу не захотел вернуться, может быть, обиделся? Нет, он поступил так ради общего блага. Никогда в своей жизни Святитель не действовал по страсти, не искал своего и себе. Все его поучения проникнуты стремлением к совершенству, к духовной чистоте и свободе, призывают не порабощаться богатству, не искать власти и чувственных удовольствий. Сам он очистился от этого ещё в юности и потому мог учить с пользой и других. Святитель Иоанн достиг чистой деятельной любви, которая распространялась даже на врагов, он и пострадал из-за того, что обличал их пороки, желая исправить каждого.

Вся эта история с перенесением мощей была нужна для общего назидания и для покаяния императора Феодосия II, который правил после этого много лет, заботился о правой вере и утверждал Православие. Итак, даже после смерти обличая неправду, Святитель водворяет мир, настраивает нас на покаяние и угождение Богу в благочестии. Чтобы не только слова у нас были правильными, но и дела, и всё внутреннее наше было чисто.

Сегодня мы слышали в Евангелии, как Господь иссушил смоковницу. Он пришел к ней, ища плодов, потому что она вся была в листьях, но за многообещающей формой не нашел ничего и в назидание нам сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11, 14). А на следующий день апостолы увидели, что очень сочное дерево с толстыми ветками засохло на корню. Это чудо напоминает нам о том, что данное нам время мы должны употребить не на создание видимости веры и доброго жития, но на приобретение плодов веры – смирения, любви и милосердия. Чтобы когда Господь, ищущий в людях правды и милости, придет к нам за утешением, мы могли дать Ему сладкие плоды наших добродетелей, не испорченных горечью порока.

Итак, учить можно только тогда, когда ты можешь показать не листья красивых и правильных слов, а зрелые плоды добродетельной жизни, не изъеденные червем тщеславия и не отравленные ядом страстей.

В сегодняшнем Евангелии Господь также изгоняет из храма продающих и покупающих, менял и торговцев голубями, как образ страстей, которым не место в нашем сердце. Они живут своей жизнью, нам не подчиняются, имея «свой бизнес» и даже благочестие делая поводом для прибытка (1 Тим. 6, 5). В критический момент страсти могут предать нас, усыпив и открыв ночью ворота города для врага. «Дом Мой домом молитвы наречется», – говорит о нашем сердце Господь. Он не позволяет даже вещь проносить через него, т.е. обращать силу души на земное. И уж тем более нельзя делать это Святое Святых «вертепом разбойников» – беззаконных страстей.

Поэтому молитвами святителя Иоанна будем очищать внутреннее чаши, чтобы и внешнее было чисто, и благодать Христова орошала в нашем сердце райский сад добродетелей. Тогда, если Господь благословит, мы сможем быть полезными и ближним своим как словом, так и делом, а главное – жизнью во Христе. Аминь.

Произнесена 10 февраля 2016 г. на память перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста за Литургией на подворье РДМ в Магдале.