Богоугодные лепты вдовиц

Богоугодные лепты вдовиц. Проповедь в Магдале в субботу

Сегодня мы празднуем чудотворный образ Божией Матери «Утоли Моя Печали» – одно из многочисленных напоминаний о том, как заботится о нас Пресвятая Богородица. К кому мы прибегнем в наших скорбях и печалях, если не к Ней – общей Матери и заступнице рода христианского?! Эта икона была обретена чудесным образом в Москве в XVIII веке, когда Матерь Божия явилась во сне одной страдавшей от смертельного недуга женщине, велела пойти в храм и найти эту икону, чтобы получить исцеление. Икону нашли на колокольне, забытой всеми, после чего от нее совершилось множество чудес. Мы знаем, что чудотворных образов Матери Божией более восьмисот, и каждый из них красноречиво свидетельствует о великой милости Пресвятой Богородицы к ученикам её Божественного Сына и нашего Господа.

Также ныне мы совершаем память святителя Григория Богослова – одного из трех святителей золотого века христианской письменности, святого отца и поэта, многие из произведений которого написаны в стихах. Человек утонченный, расположенный к пустынному, молитвенному житию, он, помимо своего желания был поставлен на свещнице церковной – столичной Константинопольской кафедре. И ещё один воспоминаемый сегодня святитель – наш священномученик Владимир, митрополит Киевский, удостоенный чести возглавить весь сонм Новомучеников и Исповедников Российских, потому что их воспоминание постановлено творить в ближайшее воскресение после его памяти.

Однако особо хотелось бы остановиться на сегодняшнем Евангельском чтении, где говорится о показном благочестии и о двух лептах вдовы. Фарисеи любили, чтобы их называли учителями, чтобы их сажали на первом месте, т.е. стремились к славе и почету. Ради этого они подолгу напоказ молились, изображая из себя праведников и святых, и от этого их внутренняя пустота, их ложь и лукавство усугублялись и становились двойной неправдой. Молитва, которая должна приближать человека к Богу, своей неискренностью удаляла их от Господа и вместо оправдания приносила осуждение. Господь не принимает такую молитву и такое благочестие, потому что на дух не переносит ханжества, фарисейства и лицемерия. Эти страсти, которые и в нас могут проявляться, – это язвы души, источающие духовное зловоние. Оно не всегда ощущается самим человеком, но всегда оскорбляет Господа, отталкивает Ангелов и изгоняет благодать. Не исправляя сердце, но лукаво подгоняя свое поведение под эталон праведности, заботясь не о том, чтобы быть, а о том, чтобы казаться, мы обманываем, в конечном итоге, только самих себя. Не то, чтобы Бога, даже людей часто невозможно обмануть, хоть они могут и не говорить о том, что видят или угадывают подлог. Господь обличает таких людей, говоря, что снаружи они себя украшают, а внутри исполнены мертвых костей и всякого зловония. И указывает способ исправиться – от внешнего перейти к внутреннему: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23, 26).

Далее Евангелие повествует о том, как Господь сидел в храме напротив места для пожертвования и наблюдал за теми, кто клал деньги на храм и на милостыню бедным. Там были богатые люди, которые клали много, жертвовали золотые монеты большого достоинства, но похвалил Господь бедную вдовицу, отдавшую две лепты. Он сказал, что эти две лепты перевешивают все те сокровища, которые принесли богатые, потому что они давали от избытка, а вдовица отдала последнее. Состоятельные хотели не ударить в грязь лицом перед другими, показать свое богатство, ведь престижно положить много, но при этом не забывали о себе и подсчитывали, сколько им нужно для того и для другого, для своих удовольствий. А бедная вдовица положила все, что имела, «всё житие свое», как говорится в Евангелии, потому что не подсчитывала, но в порыве щедрой и милостивой души отдала даже то, что было отложено на пропитание.

Конечно, по-человечески, наверное, мы бы и сами стали её отговаривать: «Зачем ты кладешь последнее?!» Апостол Павел говорит, что мы должны благотворить в свою меру, чтобы потом не жалеть: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7). Но в духовном плане поступок вдовицы указывает на самозабвенную жертвенность настоящей милостыни и любви. Как мы сегодня слышали в святительском Евангелии, Господь пришёл душу Свою положить, отдать за других, и если мы учимся у Него такой любви в своей жизни, начинают работать духовные законы. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, – говорит Христос, – а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её» (Мк. 8, 35).

Богатые давали деньги не как часть себя, но как нечто внешнее, от чего их жизнь не зависит. Господь хвалит благотворительность, но, по большому счету, не этого от нас ждет. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6; Мф. 9, 13), – говорит Бог ещё в Ветхозаветном Откровении, отвергая всесожжения тех, кто не живет по правде. Он ожидает от нас не каких-то великих жертв или подвигов, Ему нужно не наше, но мы сами, наше правое, любящее сердце. Вдовица в эти две лепты вложила всю свою душу, всё своё существо. Она действует не по расчету, не из желания произвести впечатление, но из послушания великодушному сердцу, имеющему силу благотворить. Такое сердце поистине богато, оно может позволить себе раздавать, не считая, потому что Сам Бог тут же с избытком восполняет отдаваемое.

Нельзя не вспомнить в этом отношении и другую женщину – сарептскую вдову, которая кормила пророка Илию во время голода (3 Царств. 17). Зная о её великом сердце, Господь направил Пророка к ней, пообещав, что она будет его кормить, хотя она сама ещё об этом не знала. Женщина собиралась последними двумя поленьями затопить печь и из последней горсти муки сделать лепешки для себя и сына, чтобы потом ждать смерти. Но когда Пророк велел накормить прежде его, она безропотно послушалась ради Господа и последнюю пищу отдала человеку Божию. И что же происходит? Господь каждый день наполнял кадку мукой, а сосуд – маслом, так что много дней она кормила пророка Илию, своего сына и питалась сама. Так «всякий, – говорит Господь, – кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).

Духовные законы не такие, как законы материального мира. В этом мире: чем больше отдаешь, тем меньше остается, а в духовном плане совсем наоборот: чем больше даешь, тем больше Господь наполняет твои закрома. Чем больше ты любишь, чем больше ты молишься о других, забывая о себе, тем больше благодать Божия наполняет твою душу, и тем больше ты можешь давать другим.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем брать пример с этих двух женщин, которые действовали не рассудком, а любящим и жертвенным сердцем, чтобы нашу жизнь подчинить духовным законам. Чтобы молитва наша шла не с периферии сознания, не от ума только, но от благодарного сердца, от всего нашего существа. Чтобы милостыня и само отношение к ближним были искренними, без расчета, от сердца к сердцу, из любви к подобным нам наследникам нашего общего Бога и Отца. И тогда не оскудеет сокровищница нашей души в этой жизни, и в вечности мы наследуем все блага Царствия Небесного. Аминь.