Бог гордым противится, смиренным же дает благодать

1486321821

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 10-14).

Вот прошли радостные рождественские праздники, светлые дни Богоявления, приближается Великий пост, время труда и работы над собой. Чтобы иметь радость о пришествии Спасителя в мир и принять Его в своем сердце, нужно покаяние и решимость следовать за Христом. Но путь к радости Воскресения пролегает через многие труды и подвиги очищения. Благодать, данная нам в Крещении, должна при нашем содействии исцелить пораженную грехом природу и оправдать душу, т.е. сделать её правильной, правой перед Богом и перед людьми. Поэтому мы молимся словами царя Давида о самом сокровенном своем желании: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12).

Вот об этом оправдании и говорит сегодня евангельская притча о мытаре и фарисее. Господь обращает её «к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18, 9). Фарисей осуждает всех вообще и мытаря в частности, а себя восхваляет, но не получает оправдания. Мы видим, что невозможно получить человеку милость и оправдание от Бога, если он не милует и не оправдывает ближнего.

Можем ли мы оправдать сами себя? Нет, не можем, ибо это дело Божие. Фарисей пытался исполнять заповеди, но не для Бога, потому что, движимый страстями, получал свою награду в самодовольстве. Самовосхваление не оправдало его, а лишило всех тех возможных преимуществ, которые он имел перед мытарем. Оправдывающий себя берется за непосильную задачу, присваивая себе принадлежащее Богу и отвергая Его милость. А мытарь за одно то, что не видел в себе ничего доброго и уповал только на милость Божию, вышел оправданным более фарисея.

По человеческому суду один из них грешник, а другой – праведник, а по Божьему не так. Для Божественной любви все люди примерно одинаковы, потому что во всех есть доброе, но и во всех есть грех. И если грехи наши – это горсть песка в море милосердия Божия, то и добродетель – ничто в океане Божественного совершенства. И поэтому важно не столько количество и внешнее выражение дел, сколько внутреннее их содержание и расположение души. Прежде всего, Господь ждет от нас духа смирения, ибо Он «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Да, мы должны трудиться, но при этом не оценивать сами себя, не оглядываться на добрые дела, но смиренно считать себя «неключимыми рабами», должниками, обязанными творить добро. С другой стороны, наша добродетель редко бывает чистой, в ней есть своекорыстие, часто она отравлена грехом. Поэтому Господь ждет от нас, что мы, прежде всего, научимся смирению и правильному стоянию пред Ним в молитве. Без смирения нам не дается постоянство в добродетели, чтобы не потерпели урона, как фарисей.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы чтим память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Всех тех, кто своей жизнью и страданиями, своей кровью запечатлел и утвердил на Руси православную веру.

В нынешнем апостольском чтении святой Павел, говоря о том, как Господь спас его в великих гонениях, обобщает: «Но и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Враг рода человеческого ополчается на ищущих правды. Он борется с ними через людей, через бесов, через внутренние страсти и искушения.

Но тот, кто с помощью Божией победил самого главного своего врага – ветхого человека с его страстями, не боится ничего, даже если весь мир обрушится на его голову. И святые новомученики и исповедники показали нам эту твердость и непоколебимость своей жизнью и смертью. На них исполнились слова Христа, обещавшего дать христианам уста и премудрость перед гонителями. Господь дал им силу идти до конца, и мы призваны следовать их стопами. Потому что если мы будем стремиться к простоте, смирению и правильному духовному устроению, то приобретем свободу во Христе, сможем преодолеть все трудности «силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 37). И тогда «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Аминь.

Произнесена 5 февраля 2017 г. в Неделю о Мытаре и Фарисее на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.