Честные узы любви. Проповедь на праздник Поклонения веригам ап. Петра

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин. 21, 15-19).

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 7-11).

Сегодня Церковь чтит честные вериги апостола Петра, а для нас на Святой Земле это важный праздник, потому что храм самого многолюдного прихода Миссии – в Яффе – как раз посвящен Поклонению веригам апостола Петра.

Как мы слышали сегодня из книги Деяний, Ирод бросил апостола Петра в темницу и хотел казнить его перед народом, но Ангел Божий ночью пришел и освободил его. Узы спали с рук Апостола, врата распахнулись, и он беспрепятственно вышел в город. После этого на протяжении веков христиане бережно, как великую святыню, хранили эти железные цепи сначала в Иерусалиме, потом в Константинополе, теперь в Риме, и всегда поклонялись им как свидетелям силы Божией и символу верности Христу.

И мы с любовью мысленно лобызаем эти вериги и молимся Господу, чтобы и нас Он сподобил быть верными Ему до конца, не сходить с креста, не противоречить воле Божией. Иногда мы сами не вполне можем собой распоряжаться, и страсти уклоняют нас с верного пути куда-то в сторону. Господи, ими же веси судьбами спаси нас! Вот бы кто приковал нас к воле Божией, благой и совершенной, чтобы не соскочить раньше времени с поезда, идущего в Царство Небесное! А самые надежные узы – это узы любви.

Апостол Петр, как известно, отличался особенной ревностью и преданностью Господу, любил Его всей душой и всегда был со Христом, когда Он уединялся только с избранными учениками. Но при такой великой любви и ревности была в нем, к сожалению, и некая доля излишней самоуверенности. Когда Господь предсказывал, что все оставят Его, Петр клялся: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь… хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26, 33; 35). Не может христианин говорить, что выдержит все испытания и останется верным, это значило бы, что он надеется на свои силы и не нуждается в помощи Христа, Который сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Поэтому Бог нам в назидание попустил Апостолу трижды отречься от Христа перед иудеями, чтобы потом горько оплакивать свое падение. И сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве через трехкратное вопрошание: «Любишь ли Меня?» Впрочем, это не простое повторение одного и того же вопроса.

Дело в том, что в греческом языке для понятия «любовь» есть несколько терминов (ἀγάπη, φιλία, στοργή, ἔρως, μανία). Есть «мани́я» − безумная страсть, ненормальное притяжение к чему-то, есть «э́рос» − плотское влечение, есть «сторги́» – забота большего о меньшем, как любят детей или животных, покровительственная любовь, часто переходящая во вредную привязанность. Но здесь Господь говорит о двух высших формах любви – это «фили́я», т.е. любовь между друзьями, и «ага́пи» – совершенная любовь к Богу или человеку. И если первая из них – дружба − имеет условный, относительный характер, это взаимовыгодные отношения, которые при изменении обстоятельств могут перемениться вплоть до ненависти, то совершенная любовь высока и бескорыстна. Апостол Павел говорит о такой любви, что она «не превозносится, не гордится… не ищет своего, не завидует… всё покрывает, всему верит… и никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).

Итак, первый раз Господь спрашивает Петра: «Любишь ли ты Меня вот этой совершенной любовью больше всех апостолов?» Апостол Петр, который раньше говорил, что он самый верный и самый любящий, теперь даже не помышляет о первенстве. Он раскаялся в самонадеянности и смиренно оценивает свое чувство к Господу, употребляя для него слово «фили́я». Он уже не дерзает назвать свою любовь совершенной: «Я, грешный, люблю Тебя всей своей малой любовью, на которую способен».

Во второй раз Господь уже не спрашивает его о превосходстве, но переносит акцент на качество любви: «Оставим других, а в самом тебе есть эта настоящая любовь?» И опять Петр, не желая присваивать себе право давать оценку своему чувству, так же смиренно отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя, как могу, хотя любовь моя и не совершенна».

Когда же Господь, испытывая смирение Петра, спросил его в третий раз, тот огорчился. Дело в том, что в третий раз Христос употребляет термин «фили́я»: «А есть ли у тебя эта любовь ко Мне, как к другу?» Тогда Петр сразу вспоминает свои грехи, которыми оскорбил Господа. Он пугается, потому что когда-то уже говорил, что любит, но, поддавшись немощи, предал, а вдруг Господь предвидит новое его падение?

Но здесь Петру помогает его искреннее покаяние, потому что он каждый день оплакивал свой грех, и слезы очистили и утвердили его. И если мысль, что Всевидящий Господь знает все твои тайные дела, пугает грешника, лицемера, который боится обличения, то человек с чистой совестью находит в ней великое утешение. Петр в третий раз со смирением говорит: «Господи! Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я действительно люблю Тебя, Ты Сам оцени степень моей любви к Тебе».

Итак, Петр блестяще выдержал экзамен, показав совершенство любви, которое состоит в смирении. Он постиг мудрость, заключенную в словах Господа: «Когда приглашен будешь на брак, будь скромен в выборе места, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11). Теперь его любовь угодна Богу, потому что смирение не оставило в ней места дегтю самонадеянности. Господь так серьезно испытывает Петра потому, что хочет доверить ему самое дорогое – «малых сих», верующих в Него. Поэтому после каждого вопрошания Христос поручает Петру пасти Своих ягнят и овец, полагая за них душу, которую обещал ранее положить за Господа. А в свое время он должен последовать за Христом до конца, до уз и мученической кончины на кресте, ибо суть совершенной любви − жертвенность.

Силой такой любви Петр творит великие чудеса: первым словом к народу обратил ко Христу три тысячи, исцелением хромого от рождения − пять тысяч. Благодатью Божией даже тень Апостола исцеляла недужных, а его железные цепи совершали чудеса на протяжении столетий. В чем секрет этой силы? В смиренном следовании воле Божией, когда сила уже исходит от Христа, многократно усиливая усердие человека. В Песни Песней говорится: «Крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8, 6), а мы знаем, что она даже крепче смерти, потому что Господь победил смерть любовью.

Господь всех нас призвал к этой совершенной любви к Богу и людям, но для того, чтобы стать настоящей, наша любовь должна потерять свой относительный характер, не зависеть от условий, не искать своего и не требовать взаимности. Подлинной она становится тогда, когда испытывается познанием себя, покаянием и смирением. Тогда улетучивается самоуверенность, превозношение и осуждение, мы начинаем молиться и возлагать надежду на Бога, а не на свои силы, а страх согрешить и оскорбить Господа, оказаться предателем, ограждает нас от падений. А иначе наша любовь подобна цепи, у которой какие-то звенья железные, а какие-то деревянные, так что в ответственный момент она рвется в слабом месте.

Любовь ко Христу – это наша связь с Небом. В день Второго Христова пришествия, по Евангелию, двое будут вместе на поле, но один возьмется, а другой оставится (Лк. 17, 34-37). Возьмется на Небо тот, кто прочно связан любовью со Христом и Его Церковью, а не стяжавший любви останется на земле, ждущей погибели от огня. Поэтому будем молить Господа, чтобы, «ими же весть путями», а чаще это экзамены, подобные Петрову, Он сделал нашу любовь настоящей, связал всех нас нерушимыми узами любви в единое непобедимое тело Церкви. Потому что тогда, по Апостолу, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39). Аминь.

Произнесена 29 января 2016 г. на праздник Поклонения веригам ап. Петра за Литургией на подворье РДМ в Иерихоне.