Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, − и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 13-17).
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение», − поем мы в тропаре сегодняшнего праздника. Крещение Господне называется ещё святым Богоявлением, потому что Бог наш, в Троице поклоняемый, впервые является и действует во всех трех Лицах.
По молитве Бога Слова к Богу Отцу разверзаются Небеса, и Дух Святой сходит на Сына в виде голубя, а Отец изливает Свое благоволение на Христа и всех, кто за Ним последует. Какое глубокое и содержательное событие, таинство нашего спасения!
Когда святой Предтеча крестил на Иордане приходящих к нему крещением покаяния во оставление грехов, многие, видя благодатную силу его проповеди и ангелоподобное житие, думали, что он и есть тот самый обетованный Мессия. Но кроткий и смиренный праведник Божий объяснял им: «Я только человек, за мной идет Тот, Кто больше меня – Сам Бог. И если я крещу вас простой водою в напоминание о том, что для принятия Спасителя мира нужно оставить всякий грех, то Он будет крестить вас Духом Святым. Я же лишь раб, посланный подготовить Его пришествие, а сам недостоин даже прислуживать Христу».
Когда же Господь приходит креститься у Предтечи, тот пугается и начинает даже противоречить, говоря: «Я сам нуждаюсь в крещении от Тебя». Велико смирение Предтечи, величайшего из рожденных женами, он желает умаляться, чтобы возвеличился Христос, но смирение Иисуса, Сына Божия, сошедшего на землю в образе человека, безмерно! Человеческое смирение должно уступить смирению Божества, чтобы исполнилась всякая правда, совершилась спасительная воля Бога Отца.
Христос приходит ко святому Крещению не потому, что Он в этом нуждается, ибо Он свят и безгрешен, но делает это ради нас. Сошествием в воду Иордана Господь освящает всё водное естество и Своим примером устанавливает таинство Крещения для всех, хотящих наследовать жизнь вечную. Непорочный Агнец Божий сходит в воду, чтобы принять на Себя всю тяжесть грехопадения человеческого, а воде всех купелей мира сообщить силу обновления.
По свидетельству евангелиста Луки, «Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3, 21). Первое Его дело – это молитва к Богу Отцу, не о Себе, а о нашем спасении. И эта пламенная молитва отверзает Небеса, то самое Небо, которое со времен Адама и Евы было затворено беззаконием. И теперь, через 5,5 тысяч лет, Господь вновь отворяет нам врата спасения, открывает путь в небесные обители, а оттуда, от престола Бога Отца, сходит на Христа Дух Святой телесным образом. Он сходит в виде голубя, потому что голубь – это символ незлобия, кротости, чистоты, это символ примирения человека с Богом, ведь именно голубь возвестил Ною об окончании потопа и прекращении гнева Божия.
В этот момент все слышат с неба глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Этот глас был нужен не Христу, а стоящим рядом иудеям, и даже не столько им, сколько всем людям всех времен и народов. Сам Бог свидетельствует, что Иисус – Его возлюбленный Сын. Он как бы говорит: «Вот Сын Мой единородный, Которого Я люблю, Он такой же, как Я, Он часть Меня. Если Он смиренный, если Он источает любовь и милосердие, то знайте, что таков и Я. А кто не принимает Сына, тот не принимает и Меня – Его Отца».
Таким образом, дорогие братья и сестры, в Богоявлении мы видим Триединого Бога, совершающего спасение всего рода человеческого. Но это и образ спасения каждого человека через таинство Крещения. Если мы со смирением приступаем к купели Крещения, отвергаем греховную жизнь и свою правду, подчиняясь правде Божией, то небеса по молитвам Церкви отверзаются, и нам открывается путь в небесные обители. Тогда Бог Отец посылает Духа Своего, исполняющего нас Своими дарами, очищающего от грехов и укрепляющего в христианском подвиге и добродетельной жизни. Создатель усыновляет всех, называя Своими сынами и дочерьми, и изливает на нас и на наши дела Свое благоволение.
Поистине, таинство Крещения – великий дар и рождение в жизнь вечную. Это то, о чем говорил Христос в беседе с Никодимом ночью, что мы должны родиться свыше благодатью Святого Духа. Это зарождение того неиссякаемого источника воды живой, текущей в жизнь вечную, в сердце каждого, о котором Господь говорил с Самарянкой. И блажен человек, сохранивший благодать Крещения. Он восходит от силы в силу и беспрепятственно ещё на земле вселяется в Царство Небесное.
Но кто может похвалиться, что сохранил эту благодать в целости и приумножил её? Грехи наши препятствуют нам восходить на Небо, преграждают путь ко спасению и лишают духовной силы и радости. Впрочем, велико и неизреченно милосердие Божие. Господь оставил нам таинство исповеди, слезы покаяния, которые, как второе Крещение, омывают совесть и исцеляют сердечные раны.
А ещё каждый год Господь освящает нам Великую Агиасму – святую воду, которая не подчиняется закону тления, чтобы мы с благоговением употребляли её в течение всего года натощак, но в случае нужды и в любое время дня. Эта святыня укрепляет нас в нашем христианском подвиге, залечивает раны душевные, освящает жилище и отгоняет бесов.
Поэтому возблагодарим всеблагого Отца, прославим Его возлюбленного Сына, призовем Утешителя Духа и постараемся соответствовать дару усыновления. Будем во всём слушаться Христа по слову Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9, 7), чтобы и самим стать любимыми чадами Бога, снискать Его благоволение и наследие вечное. Аминь.