Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк. 1, 1-8).
Нынешнее воскресенье, последнее перед праздником Крещения, называется ещё Неделей пред Просвещением, потому что в древности христиане крестились только два раза в году: на Пасху и на Богоявление. И именно в день Крещения Господня новые члены вступали в Церковь и через таинство божественного Просвещения обретали жизнь вечную.
Крещение завершает период зимних праздников Рождества и Нового года, мы убираем гирлянды, елки. К сожалению, многие люди, утратив традиционные православные праздники, всю свою потребность в сакральном, таинственном, все свои тайные надежды на изменение жизни к лучшему возлагают на Новый год, на день своего рождения. Но каждый новый год не приносит, по сути, ничего нового. Годы проходят, поколения сменяются поколениями, человек рождается в этот мир, чтобы скоро исчезнуть, но нет ничего нового под солнцем, как говорил ещё мудрый царь Соломон.
Единственное новое событие в истории человечества – это Рождество Спасителя, схождение Бога на землю, открывшее нам путь на Небо. И единственное существенно новое событие в жизни человека, когда он переходит в совершенно иное, духовное измерение и обретает вечность – это принятие святого Крещения, вхождение в Церковь Христову. Мало получить рождение в жизнь земную, званных в нее много, включая весь животный мир, надо стать избранным для наследия блаженной вечности. Причём первое из этих двух великих событий – Боговоплощение − было дано для того, чтобы для каждого стало возможным второе: Бог стал человеком, чтобы человек смог обрести это духовное рождение и спасение.
Итак, только в Крещении, во Христе происходит истинное обновление человека и человечества, поэтому в тропаре предпразднства Богоявления мы слышим в эти дни слова: «Христос явися, всю тварь хотя обновити».
Сегодня в Евангелии от Марка – самом кратком и лаконичном – мы слышим об устроении Промыслом Божиим пришествия Спасителя на землю. Предсказания пророков Малахии и Исаии о том, что прежде явления Мессии должен прийти Его Предтеча − Ангел, который подготовит Ему путь на земле, исполняются в лице Иоанна Крестителя. Этот суровый, но кроткий и смиренный подвижник совершает «крещение покаяния во оставление грехов», но в то же время говорит, что за ним следует Сам Спаситель, Который будет крестить людей не просто водой, но Духом Святым.
Чтобы принять это крещение обновления, как подготовительное Иоанново, так и благодатное Христово, требуется соблюсти всего только два условия: покаяться и уверовать – всё остальное совершит благодать Божия. Однако мы с вами знаем, что настоящее, нераскаянное покаяние подразумевает оставление грехов, а истинная вера свидетельствуется добрыми делами, жизнью по вере. И хотя все мы крещены и приняли в своем сердце начало жизни вечной, семя слова Божия и обновились в святой купели, мы понимаем, что и покаялись не до конца, и вера в нас ещё далеко не такая совершенная, какая должна быть.
Предтеча, названный «гласом вопиющего в пустыни», взывает к каждому из нас: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Небесный Царь пришел и стучится в сердце каждого, чтобы войти. Но сердце уже занято суетой и мелкими страстями, в нем нет места для Господа. Христос хочет войти, но Ему препятствуют наше себялюбие, неприязнь к ближнему, заграждают путь наши привязанности и грехи, как великие камни, которые не может поднять Господь, сотворивший небо и землю. Потому что Он даровал нам свободное произволение и не может насильно, без нашего желания, отобрать то, за что мы цепляемся.
И поэтому в дни перед Крещением Господним мы вспоминаем об обетах, данных нами при Крещении: умереть для греха и ожить для правды, отречься диавола и всех дел его и творить угодное Христу.
Свет пришел в мир, чтобы обличить тьму и беззаконие, показать, что грех убивает человека и влечет за собой смерть. Христос разделяет черное и белое, добро и зло, человека и грех. Господь пришел, чтобы показать нам путь жизни и путь смерти, дать возможность выбрать жизнь. В Ветхом Завете козел отпущения, после того как народ возлагал на него руки в знак передачи грехов, изгонялся в пустыню и там умирал, чтобы народ мог жить в святости. Так и Христос подъял на Себя наши болезни и язвы греховные, пострадал и умер на Кресте, чтобы воскреснуть и даровать нам жизнь вечную. И мы, принимая святое Крещение, оставляем в водах Иорданских свои грехи, чтобы идти путем жизни, а Иордан уносит их без нас в Мертвое море.
Мы знаем, что кроме таинства Крещения есть ещё таинство Покаяния, которое святые отцы называют вторым крещением по его воздействию на душу, потому что она омывается и обновляется исповедью и покаянными слезами. А таинство Причащения ещё больше может убелить и преобразить душу, если приступать к нему с должным смирением и приготовлением.
Итак, воспользуемся этими великими милостями Бога, устремимся по радостному и спасительному пути жизни, ведущему в Царство Небесное, чтобы обновиться и жить добродетельно, творя волю Божию. Чтобы, когда время скоротечной земной жизни подойдет к концу, мы вместе с апостолом Павлом могли сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 5-8). Аминь.