И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 12-19).
Сегодня мы слышали Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных, которые издалека взывали к милосердию Иисуса и не обманулись в своих надеждах. Христос посылает несчастных к священникам за свидетельством об исцелении, и по дороге они очищаются от проказы. Однако лишь один из них посчитал своим долгом вернуться и поблагодарить Спасителя, упав Ему в ноги. «Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?!» – удивляется Господь, а самарянину говорит: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя».
В итоге благодарный помимо исцеления тела получил неизмеримо большее – спасение души, вместе со здоровьем обрел неоценимое сокровище – Самого Христа. А остальные, хотя и сподобились по вере временного телесного здравия, не оценили величия дара и не приблизились к Богу. Мы не знаем, навсегда ли они исцелились от проказы, или болезнь снова вернулась к ним, но души их так и остались искаженными смертельным недугом неблагодарности.
В чем проблема неблагодарного человека, только ли в том, что в детстве его не научили вежливости, и он забывает вовремя сказать спасибо? На самом деле проблема гораздо серьезнее. Неблагодарность – это только признак души искривленной, искаженной грехом, души, которая далека от Бога. Что проказа для тела, то и страсти для души. Проказа проявляется в том, что одни части тела пухнут и непропорционально увеличиваются, а другие распадаются и гниют. При этом тело покрывается язвами и источает отвратительный запах, а люди бегут от прокаженного, потому что прикосновение к нему заразно и смертельно опасно.
Душа тоже может страдать от ужасных болезней, и одно из таких страшных ее искажений – это лукавство, подобное проказе души. Одни чувства и настроения пораженной лукавством души, например, гордость и самомнение, гипертрофированы, другие – смирение и упование на волю Божию – гниют и отпадают. Причем лукавство даже страшнее проказы, потому что искажается не только душа, но и само видение мира. Бог и люди представляется лукавому оку тоже искаженно, как в кривом зеркале.
Например, один человек просит у другого и получает просимое. Логичная реакция для получившего благодеяние – поблагодарить своего благодетеля. Но человек, зараженный лукавством, хвалится про себя или даже вслух перед другими: «Как удачно я развел этого простака». Извращенный ум все приписывает своей ловкости, ставя себе в заслугу, что лестью и обманом получил желаемое, а другого презирает за добродетель. Или думает, что был достоин дара и просто не мог не получить его. Такой человек ставит себя в центр мироздания, а Творец и окружающие оказываются чем-то ему обязанными. Из всех даров Божиих он видит только материальные, принимая их как должное, как некую плату от Бога за свою исключительность. Так страсти ослепляют и искажают душу, и главная из них – гордость, а неблагодарность лишь обличает такое извращение души, потерявшей адекватное восприятие действительности.
Неблагодарный все доброе приписывает себе, а в неприятном винит окружающих, обстоятельства и даже Самого Бога, но только не себя. У него атрофировано здоровое чувство благодарности Творцу, Которому мы обязаны абсолютно всем, зависимость от Него и от ближнего не вписывается в его доктрину самодостаточности. Он не терпит быть кому-то обязанным и потому старается вытолкнуть из сознания память о благодеяниях, чтобы они не портили самодовольного настроения. Это может выражаться даже в прямой ненависти к благодетелю, которому он платит черной неблагодарностью.
Эта чудовищно искаженная картина мира может поколебаться лишь в столкновении с действительностью, когда себялюбца постигает беда или нужда, и он бывает вынужден обращаться за помощью. Только погубив свое здоровье и потеряв имущество, утратив доброе отношение к себе других, он начинает все это ценить, просит, клянется, унижается, легко дает обеты и обещания. Но если получит помощь от Бога или добрых людей, тотчас забывает свое недавнее бедственное положение, искренне считая, что получил должное и справедливость восстановлена.
Итак, у неблагодарного безмерно увеличены гордость и самодовольство и почти отсутствуют смирение, сокрушение и покорность воле Божией, где тут говорить о любви. К сожалению, такое искривление души свойственно многим, девяти из десяти по евангельской аналогии, и не нам, имеющим подобные симптомы, осуждать таковых.
Мы же будем учиться благодарности, познавать свою немощь и нужду в Спасителе, в помощи ближнего. Тот, кто благодарит за дары, получает во сто крат больше по причине своего правильного устроения. «Уста, постоянно благодарящие, – говорит прп. Исаак Сирин, – приемлют благословение от Бога; в то сердце, которое пребывает в благодарении, вселяется Божественная благодать. Благодати предшествует смирение; наказанию предшествует самомнение. Сердце, непрестанно стремящееся к благодарению Бога, привлекает в себя благодать… Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без приумножения, когда нет за них благодарения. Часть безумного мала пред очами его» (Прп. Исаак Сирин, слово 2-е).
Итак, будем довольными тем, что имеем, благодаря Бога за все, что с нами происходит, как доброе, так и неприятное. Здоровая душа имеет Богоподобную простоту и чистое око, она за все признательна Создателю и людям, своим посредникам в получении милостей от Господа. Дающий и принимающий соединяются в любви, потому что оба приобщаются благодати милующего Христа. Каждый да испытывает себя, присутствует ли в его сердце благодарное чувство и потребность в ответной любви? Не коснулась ли его проказа неблагодарности? И если есть признаки болезни, тогда поспешим, подобно самарянину, просить избавления у Господа, для Которого нет неизлечимых недугов и Которому подобает слава и благодарение всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.