В сегодняшний воскресный день мы слышали притчу о званных на пир. Некий царь приготовил роскошный ужин и, когда все было готово, послал слугу ко многим, приглашая прийти. Но все они, будто сговорившись, начали отказываться под разными предлогами. Один сослался на то, что купил поле и должен посмотреть его, другой, что приобрел пять пар волов, которых надо срочно испытать. Третий привел железную отговорку, сказав, что женился и потому не может прийти. Несмотря на кажущуюся уважительность причин, царь разгневался и велел слуге пойти на улицы города и позвать всех нищих, увечных, хромых, слепых, чтобы пир наполнился возлежащими. Когда же это было исполнено, а место оставалось, он велел позвать всех нуждающихся, которые были на дорогах и пересечениях путей за городом. А о тех, что отвергли приглашение, царь поклялся, что никто из них не вкусит его ужина, ибо много званных, но мало избранных.

О чем эта притча? Она о том, что Бог призывает нас в Царствие Небесное, а мы отказываемся, предпочитая ему что-то свое, житейскую суету, страсти и увлечения. Занимаемся по инерции чем угодно, а единое на потребу оставляем. Первородство сынов Божиих размениваем на чечевичную похлебку сиюминутных желаний, отрекаясь от вечного своего наследия. Гоняемся по пустыне за миражами и фантомами жизни, в то время как совсем рядом, в нашем сердце, сокрыт райский оазис, где в тени деревьев уже накрыт царский пир, и Сам Господь пригашает войти.

Эта притча, прежде всего, относится к иудеям, которым Бог, сверх данного другим людям, доверил закон и великую миссию быть светом для прочих народов. Господь хранил и воспитывал иудеев, чтобы они стали примером почитания Творца и любви друг к другу, и потому давал им понятные для их уровня наставления и образы. Так детям дают игры и игрушки, чтобы в будущем они развили свой ум до серьезных вещей. Но вот эти дети, когда выросли, не захотели расставаться с игрушками, идти учиться дальше, становиться взрослыми и ответственными. Научившись простой арифметике в первом классе, они предпочли остаться там, и когда их пригласили переходить в следующие классы, в институт и университет, они сказали, что им достаточно того, что знают и чему научены. Сидят, смотрят на учителя преданными глазами положенное время, а когда урок заканчивается, каждый идет заниматься своим.

Почему прогневался царь в притче? Потому что отвержение оказанной званным чести является оскорблением царского достоинства. Так и большинство иудеев Господь отверг за это их неразумие и упорство, за то, что они избрали земное и отвергли небесное. И тогда Господь посылает слугу на улицы города и призывает других иудеев, св. Праотцев, которые не удовлетворялись благами этого мира, но желали послужить Небесному Отцу. Их души воспринимали этот мир как чужбину, временное пристанище, где они не граждане, но странники и пришельцы, ищущие вечного своего Отечества в Боге. Вот эта нищета духа, жажда правды Божией, взыскание идеала и сделали их блаженными участниками вечери Небесного Царя.

Но брак еще не наполнился, и Господь призывает других, скитающихся по путям и распутьям вне города, т.е. языческие народы, нас с вами. Причем тоже не всех, а только тех, кто чувствует потребность в Боге, нищих духом. Не пресыщенных сердцем и преисполненных гордости, не тех, кто носится со своими земными делами и интересами, но мудрых и ищущих Бога. Видя во Христе исполнение всех наших духовных чаяний, вкусив, яко благ Господь, мы стараемся соответствовать Его требованиям на земле, чтобы приобщиться к трапезе Господней уже здесь и приготовиться к вечному царствию со Христом. Ведь всякое творение добра имеет благое воздаяние в виде сердечной радости, чистоты совести, ответной любви.

В этой притче мы узнаем и самих себя, свои отговорки, чтобы не идти на пир добродетели. То мы покупаем поле, т.е. прилепляемся душой к земным вещам и делам, которые нас окружают, увлекаемся ими в ущерб духовному. То приобретаем волов и идем их испытывать, оставляя общение с Богом. Это наша работа, интересы, хобби, это творчество, наука и искусство. Все это может наполнять человека, создавать иллюзию, что он живет полной жизнью, что он уже царь и творец, и больше ему ничего не нужно.

А есть еще более правдоподобная альтернатива Царства Божия, подмена Божественной любви любовью земной. Даже отношения между супругами в законном браке вредят человеку, если он погружается в них с головой, забывая о Боге. Что же говорить о так называемой плотской, греховной любви, которая противоречит заповедям Господним?! Захваченные ею люди как бы получили противоядие от спасения, они думают, что пребывают в любви, а на самом деле погибают, будучи рабами своих нечистых страстей.

В этом мире Бог дал нам много благословений и даров, но все они являются лишь тенями и образами будущих благ, развивающими играми для получения настоящего наследства. И мудрость христианина состоит в том, чтобы ничто из этого не загораживало от него Бога. Ничто не должно занимать место Христа в нашем уме, заполнять сердце. Оно мало и ограничено, и если занято чем-то, что создает ощущение полноты и видимость жизни, то самой жизни проникнуть туда очень сложно.

В апостольском послании св. Павел говорит сегодня о Праотцех, которые верой перешли из Египта в землю Обетованную, совершали силой Божией многие чудеса, одолевали врагов и претерпели много страданий. Все это они совершили по вере в грядущего Спасителя, но «не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11, 39-40). Это значит, что полное воздаяние они получат одновременно с нами, когда и мы окончим свой земной подвиг. У нашего Небесного Отца много сыновей, и в то время как одни еще трудятся на полях, другие уже закончили свои дела и возвратились. Эти наши предшественники в восхождении по пути к совершенству ныне упокоились от трудов своих и предвкушают будущий общий пир любви в Царстве Небесном, который будет особенно сладок по причине полноты участия в нем всех чад Божиих.

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1-2), чтобы тоже стать избранными и восполнить число участников этого небесного торжества. Аминь.

Произнесена 30 декабря 2018 г. в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых Праотец, на Литургии в Державном храме обители Ганина яма.