Сегодня, дорогие братья и сестры, мы собрались, чтобы прославить дивного угодника Божия – святителя Николая, которого мы все любим и к которому всегда обращаемся за помощью. Можно бесконечно восхвалять его добродетели и перечислять чудеса, но самая высокая похвала – это то, что он, как и все святые, похож на Христа. Причем он уподобился Ему не только по своим нравственным качествам, по человечеству, но и по божеству. Ибо в Духе Святом Святитель слышит все наши прошения, одновременно находясь повсюду и помогая каждому. Его сердце расширилось до рамок всей вселенной и вмещает в себя всех людей.

В Евангелии на утрени Господь говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Господь пришел спасти нас от греха и смерти, и потому Он употребляет этот живой и говорящий о многом образ пастуха и овец. Слово «спасти» созвучно глаголу «пасти», и мы говорим иногда: «Упаси Боже», т.е. сохрани, избави. Как и в греческом языке «спасти» имеет значение сохранить целым. Спасение заключается в том, чтобы соединиться с добрым Пастырем Христом и Его паствой и с Ним обрести пажить вечной жизни и цельность своего существа.

Дверь – это начало пути. В жизни много путей, но не все они заканчиваются добром. Если войдем через дверь Христову, будем спасены. От чего же нас спасать, разве нам что-то угрожает? Да, мы в этой жизни подвергаемся большой опасности, потому что не нашли еще пути домой в свое Отечество.

Наша жизнь подобна блужданию по темному и безрадостному подземному лабиринту, где мало тепла, света, пищи, красоты, и задача – выбраться оттуда на свет Божий. Перед нами множество дверей с рекламными вывесками, за которыми открываются новые двери и новый выбор. Есть двери, откуда брезжит свет Христов, если войдем, то выйдем из подземелья, а другие входы ведут в погибель. Можно войти в них и не выйти, потому что там в глубине скрываются убийцы, грабители и поработители.

Если мы каждый раз делаем правильный выбор, свет увеличивается, а если умаляется, лучше вернуться назад. Благодарение Богу, что у каждого человека есть некое внутреннее чутье на правду и добро. Зерно, находясь в темной сырой земле, чувствует, куда надо тянуться, чтобы выйти на свет. Так и душа человеческая, сродная Богу, интуитивно знает, где для нее благо. Важно только не воспринимать этот лабиринт как свой дом, помнить, что мы странники и пришельцы, прохожие на этой земле.

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10).

Что значит жизнь с избытком? Жизнь либо есть, либо ее нет. Ветхозаветное Писание говорит, что, если исполнишь заповеди, будешь жить. Но Христос дает именно с избытком, т.е. то, что больше просто человеческой жизни: благодать, полноту бытия, свет и радость, – придает человеческому существованию новое, Божественное измерение.

«Я есмь пастырь добрый, – говорит Господь, – пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит» (Ин. 10, 11-12).

Отличительное свойство наемника – своекорыстие. Он ищет каких-то своих выгод, пользы как некоей материальной прибавки к земной жизни, но если увидит опасность, то забудет про все бонусы и убежит, потому что своя жизнь для него дороже. В итоге, желая спасти душу для земли, он губит ее для вечности, потому что не научился любви – источнику вечной жизни.

Добрый, т.е. настоящий пастырь, отличается от наемника тем, что любит своих овец, любит настолько, что и жизнь свою готов за них отдать. Для него важна не выгода, не шерсть и мясо, а сами овцы. Для Господа нет иной цели, кроме нас самих, нашего благополучия. Он не ждет от нас прибытка, но хочет нас спасти и ради этого отдает Себя без остатка. Истинный христианин тоже не ищет пользы от своей веры, для него Христос – это конечная цель, в достижении которой заключается всякая полнота и счастье. Жертвенная любовь – вот самое главное свойство, которое делает угодника Божия Николая и всех истинных христиан похожими на Христа. Отдавая жизнь за другого, по видимости теряя ее, мы приобретаем вечный избыток бытия.

«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10, 14-15). Господь говорит, что знает Своих овец, и они Его знают, как Отец знает Сына, а Сын – Отца. Знание – это и есть любовь, некое внутреннее родство, понимание, которое единит нас с Богом. И мы стремимся к подобному, как образ к первообразу, желая уподобиться Ему во всем, а наипаче в любви.

«Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16). Овцы – это образ единения, единства во множестве. Они всегда вместе, стараются держаться друг друга и слушаются пастыря. Под овцами иного двора Господь подразумевает язычников в сравнении с иудеями, но можно приложить эти слова к христианам и тем, кто не знает еще Христа, кто мечется в жизни между разными дверями. Эти люди не знают спасительного пути, но они слышат родственный их душе голос истины и ищут провожатого из тьмы к свету. Если они увидят себе подобных созданий, озаряемых этим светом, они пойдут за стадом, а потом познают и благость доброго Пастыря Христа. Итак, от нашей жизни, от того, каким мы будем примером, зависит спасение многих. И тогда, во исполнение воли Спасителя, будет один Пастырь и единое стадо, и все мы, молитвами святителя Николая и всех святых, наследуем жизнь с избытком на вечных пажитях Христовых. Аминь.

Произнесена 18 декабря 2018 г. на всенощном бдении праздника свт. Николая Чудотворца в Никольском храме обители Ганина яма.