Сегодня в Евангелии мы слышали о том, как Господь учил в синагоге в субботу и увидел женщину, которая долгих восемнадцать лет страдала от тяжелой болезни, она была скрючена и не могла выпрямиться. Подозвав ее, Спаситель сказал: «Ты освобождаешься от недуга твоего» – и возложил на нее руки, после чего она тотчас выпрямилась и начала славить Бога.

Скрюченная женщина является образом нашей души, связанной узами греха. Господь сотворил человека изначально свободным и многогранным, так что он мог и с Богом беседовать, и общаться с ближним, и обращать свой ум к творению, давая имена животным, как совершать и прочие необходимые дела. Но со времени грехопадения человек отпал от Бога, лишился общения с Ним и постепенно обратил свое внимание исключительно на земное.

Если ребенок рождается чистым, гибким и свободным, то постепенно с возрастом грех, как паук, нить за нитью набрасывает на него свою невидимую паутину. Каждая нить по отдельности тонка и легко рвется, но вместе они составляют неодолимую силу. И человек постепенно лишается свободы, даже рукой или ногой не может пошевелить, сворачивается в клубок, замыкаясь в своем мирке и утрачивая данную ему Богом свободу.

Происходит это как со всем родом человеческим по причине грехопадения, так и с каждым отдельным человеком: вместо небесного мы выбираем земное, вместо духовного – плотское и душевное, отвергая брачный пир, пытаемся наполнить себя землей. Разве не земля суть плотские удовольствия и низшие вожделения души по сравнению с высшими состояниями духа? Как они могут напитать душу, созданную для общения с Богом?!

И поэтому женщина страдает не только физически, но и душевно. Она и хотела бы обратиться к Богу, хотела бы утешиться общением с ближним, но вынуждена довольствоваться лицезрением земли. Однако Христос потому и называется Спасителем, что может разорвать все путы греха, освободить связанную душу, если она этого захочет. Он Сам видит проблему этой женщины и не спрашивает, как обычно: «Хочешь ли быть здрава?» Как Сердцеведец Он видит ее беду, слышит крик ее души, подзывает к Себе, и она подходит. С другой стороны, эта женщина не ходила бы, превозмогая свою болезнь, регулярно в синагогу, если бы отчаялась получить помощь от Бога.

Одним властным словом Господь разрешает все те путы и узы греха, которые сатана строил на протяжении многих лет. Устранив причину, исправляет следствие, и женщина сразу же распрямляется и начинает славить Бога.

Но в то самое время, когда народ, пораженный чудом исцеления, славит Бога, начальник синагоги начинает возмущаться якобы нарушением заповеди. Не дерзая говорить с Самим Спасителем, он обращается к народу: «Есть шесть дней в неделе, в которые вы можете работать. Вот и приходите исцеляться в эти дни, а не в субботу, которая является днем покоя».

По видимости это ревнитель закона, нарушение которого вызывает его праведный гнев. На самом деле гнев этот неправедный, потому что закон запрещал трудиться в субботу, а исцелять не запрещал. А святые Отцы говорят, что причиной такой острой реакции была черная зависть ко Христу, за Которым шел народ. Фарисей пытался скрыть эту болезнь под личиной праведности, но разве можно утаить что-либо от всевидящего Бога?!

И Христос говорит: «Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола или осла в субботу от яслей, чтобы напоить? И если ради скота вы делаете исключение, то не надлежало ли эту дочь Авраама, которая связана сатаной вот уже восемнадцать лет, исцелить в день субботний?»

Этот человек – настоящий лицемер, потому что под видом ревности о правде примеряет на себя маску, личину праведности, а на самом деле завистлив, немилосерден и безразличен к людям. Потому что если бы ему было дело до беды этой женщины, то он по крайней мере обрадовался бы, что Господь ее исцелил, и возблагодарил Бога.

Таким образом, Господь дарует телесное исцеление той, которая видела свою беду и просила Бога о помощи, а внешне благополучному указывает на страшную болезнь его души. Дух начальника синагоги так же скрючен, как и тело женщины, он так же не видит духовно ни Бога, ни ближнего, но только свою выгоду. И оказывается, что этот человек связан более опасными узами, он не может получить избавление от Господа, потому что по гордости не видит своей беды и не ищет исцеления.

Бог любит каждого и потому за гордость и превозношение посылает разумным плотские искушения, чтобы они познали свое ничтожество и смирились. Но заматеревшего в гордыне даже Господь уже не может исправить, поскольку тот слеп и отталкивает спасающую руку Божию.

А мы с вами, дорогие братья и сестры, осознаем свою несвободу, подвластность греху и обратимся к Врачу душ и телес, Который не только одним словом Своим исцеляет всякие болезни, но даже и мертвых воскрешает. И этот путь к свободе во Христе начинается здесь, в Его Святой Церкви. Здесь на исповеди священник силой Божией расторгает все те узы, которыми враг так долго и старательно опутывал втайне нашу душу. Здесь в приобщении Святых Таин огнь Божества попаляет всякую в нас неправду и изгоняет тьму. Под действием благодати душа распрямляется, вдыхает полной грудью воздух свободы, вспоминает об Отце и замечает образ Его в окружающих. И чем больше мы предстоим Богу в молитве и состоим в общении любви с ближним, тем больше имеем мира, радости и духовной легкости, которые уже сейчас становятся для нас залогом небесного блаженства. Аминь.

Произнесена 9 декабря 2018 г. в Неделю 27-ю по Пятидесятнице на Литургии в Державном храме обители Ганина яма.