О христианской добродетели

В эти дни мы празднуем Введение во Храм Пресвятой Богородицы, созерцаем Ее легкое восхождение по великим ступеням в святилище и вхождение во Святая Святых для общения с Сами Богом. Это побуждает нас к размышлениям о своем пути к совершенству, о том, что такое добродетель и что способствует духовному преуспеянию.

Добродетель, как говорили древние, указывает степень соответствия лица или предмета своему предназначению, своей идее, полезные качества, которые оценивает кто-то со стороны. Все согласны, что добродетель меча – прочность и острота, добродетель коня – быстрота и выносливость, а добродетель человека зависит от того, кто его оценивает. Бог создал человека, венец творения, в помощники Себе, и потому высшая для него добродетель – достижение подобия Творцу. У мирских людей тоже есть представления о правильном и успешном человеке, о путях достижения благополучия, но часто, как небо отстоит от земли, так далеки эти представления от христианского идеала.

Не богатство и слава, не ум и сила ценятся у христиан, но богоподобное смирение и кротость, чистота и верность, сила духа и любовь. Духовное совершенство недостижимо одними собственными усилиями, если не будет сопутствовать им помощь от Господа. Лишь взаимодействие благодати и произволения может сотворить чудо духовного преображения человека. Поэтому необходимо осознать нужду в Спасителе, открыть для Бога свое сердце, смирением уподобиться малому ребенку. «Если не будете как дети, – говорит Господь, – не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3).

Чтобы достичь совершенства, нужно как минимум видеть цель и идти к ней, желая меняться к лучшему, а также уповать не на себя и свои силы, но на Бога. И пример такого духовного восхождения являет нам трехлетняя Отроковица, Которая имела единственную цель служения Богу и, укрепляемая силой благодати, достигла встречи с Богом во Святая Святых.

Сегодня мы празднуем память Небесной Покровительницы г. Екатеринбурга св. вмц. Екатерины. Из ее жития мы знаем, что она обладала всеми добродетелями, которые ценятся у людей: и благородством происхождения, и богатством, и редкой красотой, и великим умом, получив вдобавок и лучшее образование. При этом, как человек мудрый, она стремилась к большему, к совершенству. И когда к ней приходили свататься самые знатные люди, девица отказывалась, говоря, что выйдет замуж только за лучшего ее во всех отношениях. Это действительно мудрость, потому что человек незаметно для себя уподобляется тем, с кем общается, и нужно искать общения с Богом, с преуспевшими и святыми людьми, чтобы становиться лучше.

Пытаясь помочь своей дочери создать брак, мать отвела ее к своему духовнику, мудрому старцу, который сказал девушке, что знает одного Юношу, совершенного Жениха. Прекраснее Его нет никого под солнцем, по благородству происхождения Он не имеет равных, богатство же Свое Он изливает на весь мир, и при этом оно только умножается. Услышав о таком идеальном Женихе, св. Екатерина очень сильно захотела Его увидеть, хотя и понимала, что речь идет не об обычном человеке.

Святой старец подарил ей образ Пресвятой Богородицы и велел молиться об этом Матери Божией. После горячей молитвы св. Екатерина увидела во сне Богородицу, Которая сильно упрашивала Своего Сына взглянуть на Екатерину. Однако Младенец отворачивался, говоря: «Я не могу смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами Крещения и не запечатленный дарами Святого Духа». В великой скорби святая Екатерина пришла после этого видения к старцу, который наставил ее в православной вере и сподобил Святого Крещения. И после этого в новом сне Господь воззрел на нее уже с любовью и дал ей перстень, символ обручения, который не исчез даже тогда, когда она проснулась.

Действительно, каковы бы ни были успехи и добродетели в глазах людей мира – слава и богатство, красота и благородство, ум и способности – они не высоки пред Богом, Который среди листвы внешних качеств ищет духовных плодов. Если весь этот внешний блеск не озаряется светом благодати, если не стяжал человек сердце и чисто и дух прав, он подобен крашеному гробу. Подлинная же красота души неизбежно излучается вовне, преображая невзрачность внешности, укрепляя и обогащая духовно не только ее носителя, но и всех окружающих. Потому что, когда человек в уподоблении Богу достигает своего предназначения, через покровы плоти пробиваются лучи раскрывающегося в сердце Царствия Небесного.

Источник всякой добродетели и всякого дарования для нас Христос. Если для женщин важно быть красивыми, любить и быть любимыми, пусть со св. Екатериной облекаются в Того, Кто есть сама Любовь и сама Красота. Если для мужчин много значит реализация способностей и признание достоинств, пусть служат Царю славы, прославляющему Своих воинов. Христос дает нам все, чего бы мы у Него ни попросили: ум, богатство, силу, славу, красоту, но не внешние и преходящие для пустого тщеславия, а духовные для наследия вечной жизни.

И поэтому, надеясь не на свои силы, но на помощь Божию, будем вслед за Отроковицей Марией приближаться к Создателю, восходя от силы в силу по лестнице совершенства. Будем идти за Господом нашим Иисусом Христом, чтобы научиться у Него всякой добродетели, угодить Богу и сподобиться вечной славы в стране живых, где ждут уже нас в радости все обновленные души. Аминь.

Произнесена 7 декабря 2018 г. в день памяти св. вмц. Екатерины на Литургии в Никольском храме обители Ганина яма.