И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали (Лк. 20, 19-26).
В этом светлом храме хотелось бы повторить слова Апостола, обращенные к нам сегодня на службе: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (Кол. 3, 12; 14-15). Какие это замечательные и правильные слова, они определяют признаки спасающейся души.
Ведь все перечисленные добродетели – милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение – суть спутники и предтечи любви, объединяющей разных людей в одном духовном теле. А для объединения этим людям необходимо прийти в единодушное устроение, в состояние мира и согласия. Поэтому эти два соправителя – владыка помыслов мир и царица добродетелей любовь – господствуют в сердце человека, если он идет путем спасения.
Говорить ли о важности любви для спасения? Но без нее оно невозможно. Можем ли мы ограничить свою любовь кругом лиц, определив правильных и исключив неправильных? Но Евангелие Христово, уча любви к самим врагам, не позволит нам этого сделать. Как и Господь не позволил книжнику ограничить круг милосердия, когда он спросил: «И кто есть ближний мой?» Ближний – это всякий нуждающийся в нашей заботе, а враги подчас сильнее нуждаются в добром слове и прощающей молитве, чем духовно благополучные друзья.
А нужен ли христианину мир сердца, насколько критично его отсутствие? Без мира невозможно любить. Царица добродетелей любовь для своего великолепного убранства и благотворительности берет серебро и золото в сокровищнице сердечного мира, а он черпает все это во Христе. Господь пришел на землю, чтобы дать человеку самое дорогое – мир, примирив на кресте Адама с Богом Отцом. Супруга душевного мира – чистая совесть, а дети их – добрые помыслы, причем дети, умножаясь и возрастая, заботятся о своих родителях, питают внутренний мир и охраняют чистоту сердца. «Светильник для тела есть око, – говорит Господь, имея в виду помыслы, видение окружающих. – Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22-23). Т.е. если будешь иметь о других добрые помыслы, душа твоя будет преисполняться благодати и радости, а если худые и лукавые – помрачится духом врага. Основное делание монаха, да и всякого христианина – стяжать обо всех добрые помыслы, без чего невозможна чистая молитва и духовный рост.
Это азы православного понимания спасения, то, чему нас учит Господь. Однако есть в мире силы, желающие лишить нас этих духовных сокровищ. В сегодняшнем отрывке из Евангелия книжники подсылают лукавых людей, притворяющихся благочестивыми, чтобы искусить Господа. Льстиво назвав Его справедливым и независимым, они спрашивают: «Позволительно ли нам давать дань кесарю?» Иудеи противились языческой власти римлян и принципиально не хотели платить им налоги, поэтому лукавые вопрошатели пытаются спровоцировать Господа на такую же реакцию и выдать власть предержащим. Поняв их коварство, Христос очень мудро указывает им на изображение и имя императора на монете, которой выплачивается дань, и четко разделяет одно от другого: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).
Для нас эта ситуация знакома, она напоминает неких современных книжников, которые искушают христовых последователей: «Позволительно ли принимать от властей ту или иную карточку, паспорт или государственный номер?» Живописав мрачными красками всемирный заговор, они заставляют бояться антихриста и подозревать в сотрудничестве с ним всех, вплоть до святейшего Патриарха. Льстя человеку ролью непримиримого борца с мировым злом, они учат его неприязни и ненависти, чем лишают его любви и мира, то есть духовно обдирают как липку. Заставляя противиться власти, подставляют под ее санкции. Но самое страшное – они разделяют Церковь, разрывают хитон Христов, так что христиане начинают подозревать и осуждать друг друга.
Эти новые книжники, как и древние, так же льстят и обманывают, ссылаясь на авторитеты и предания старцев, так же возлагают на других неудобоносимые бремена, а сами и пальцем к ним не притрагиваются. Так же оцеживают комара, поглощая верблюда, подменяют понятия, смешивая, как говорится, «теплое с мягким», так же подсылают лукавых людей, притворяющихся благочестивыми, чтобы спровоцировать верных. Скажете, что не все эти люди лукавы, некоторые делают это по простоте. Возможно, поначалу и в простоте, но сама эта позиция, око темное и лукавое, видение кругом врагов и заговоры, быстро развращает и помрачает душу. Разве могут задержаться в ней мир и любовь, разве Дух Святой может заглянуть на эту мрачную свалку вражды и ненависти?
Можно знать о пророчествах конца мира, о пришествии антихриста, но нельзя жить этим, наполнять этим свое сердце. В нем должен быть только Христос и Его мир, упование на промысл Божий о каждом верующем. Живя на земле, мы имеем много обязательств по отношению к миру, но сердце наше должно целиком принадлежать Богу. Кто нас разлучит от любви Божией во Христе Иисусе? Скорбь ли, теснота, гонение, или смерть, или жизнь, или ангелы? Ни то, ни другое и ни третье, но только грех и собственное злое произволение, и не надо верить в сказки о продвинутых технологиях и изысканных методах отлучения от Христа обманом без нашего согласия.
Каждый человек – монета в сокровищнице Бога, и от надписи и изображения на ней зависит ее достоинство. Отображается же на ней то, к чему она устремлена, что имеет постоянно в уме и сердце. Если на ней начертан образ вечного Царя Христа и Его святое имя, она принадлежит Ему и не имеет цены, а если образ сего суетного мира, то не стоит и ломаного гроша. Надо помнить о том, что мы куплены за высокую цену и не себе принадлежим, но Богу (Ср. 1 Кор. 6, 19-20), а также о том, что на Страшном суде ангелы спросят нашу совесть: «Чей образ сей и написание?» Тогда она не сможет слукавить, потому что правда будет видна всем, и сама на себя изречет праведный суд.
Итак, будем помнить критерии спасающейся души, будем хранить мир, любовь во Христе и добрые помыслы, и тогда Всемогущий Бог Сам защитит нас от всякого зла и в сем веке, и в будущем, и рукою, которой никто не может противиться, введет в вечное Царство мира и любви. Аминь.