Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вводит нас в тайну Рождества Христова, в таинство соединения Бога и человека. И не случайно на сегодняшнем богослужении мы начинаем петь ирмосы праздника Рождества: «Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите», т.е. встречайте. С восхождения Богоотроковицы Марии во Святая Святых на служение Богу Церковь посредством поста, молитвы и размышления начинает готовить нас к встрече со Христом.
Но для того, чтобы произошло это чудо соединения Бога и человека, необходимо взаимное смирение. Мы должны с доверием откликнуться на великое снисхождение Сына Божия, Который смирил Себя даже до крестной смерти. И конечно, чтобы принять в себя Христа, нужно удалить из сердца все неугодное Ему, привнесенное в нашу природу грехом. Нужно стать чистым, смиренным, открытым для Бога, одним словом, уподобиться детям. Потому что Господь говорит: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
Поэтому Церковь поставляет сегодня перед нашим умственным взором ребенка, трехлетнюю Отроковицу, Которая чудесным образом без посторонней помощи восходит по огромным ступеням в Храм, а затем во Святая Святых. Совершается невозможное, вопреки всем божественным и человеческим установлениям, потому что Сам Бог вводит Ее туда. И это образ нашего восхождения к духовному совершенству.
Взрослые пытаются достигать целей своим умом и своими силами, но в духовных делах этого недостаточно, часто это даже мешает. Надо отрешиться от своего, чтобы воспринять Божие, научиться надеяться не на свои силы, а на Христа, Который говорит: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Ум необходим для спасения, но особый, преображенный благодатью, ум Христов. Подражая детям в их смирении, чистоте и простоте сердца, мы не должны быть «дети умом», иначе сделаемся неразумными и инфантильными взрослыми.
Сила малых детей в том, что они, чувствуя свою слабость и неразумность, во всем надеются на взрослых. В конечном счете они ни в чем не имеют нужды, потому что все за них делают родители. Так Богоотроковица совершает великие подвиги не своей силой, но силой Божией, показывая нам пример, чтобы и мы научились смиряться перед волей Всесильного и Премудрого Бога, чувствовать в Нем нужду, а не надеяться на свои силы и способности. Вся Ее жизнь – это живое свидетельство всецелой преданности Творцу, безграничного смирения и скромности, жертвенного служения всем.
Рождество Христово так же, как и Введение во Храм, являет силу чистоты и смирения. Беззащитный Младенец, рождаясь холодной зимней ночью в пещере для скота, побеждает мир и воцаряется в сердцах людей. Удивительно, но христианин становится родителем для Христа, рождающегося в его сердце, ограждает, питает, защищает Его, одновременно сам становясь ребенком, истинным чадом Божиим. Так он постепенно умаляется перед растущим в нем Христом, становится на Него похожим, пока не достигнет в меру совершенных, когда не сам уже живет, но живет в нем Христос.
Праздник Введения указывает нам и на то, что в процессе духовного становления человек должен превзойти узы кровного родства. Как святые праведные Иоаким и Анна посвятили свою дочь Богу, и как святая Богоотроковица оставила Своих родителей, чтобы служить Творцу, так и мы должны возвыситься над естественным, плотским, чтобы родственные связи не препятствовали идти ко Христу, сказавшему: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Не о том же ли говорит и случай с 12-летним Иисусом, когда Он сказал нашедшим Его в Храме родителям: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49). Позже Своими матерью, братьями и сестрами Он назовет только тех, кто будет исполнять волю Отца Его Небесного.
Нужно возвыситься над частным и малым, чтобы познать общее и великое, научиться настоящей любви, не ограниченной рамками естества. Таких естественных препятствий, подобно родственным связям, множество, и восхождение к Богу есть постоянное преодоление подобных преград. Человек ограничен, и если хочет уподобиться Богу, то по необходимости должен возвышаться над проблемами, искушениями, над самим своим естеством, чтобы обрести духовную свободу в безграничном и вневременном Духе и унаследовать Царствие Небесное.
К этому духовному восхождению и призывает нас Святая Богоотроковица, с легкостью на крыльях благодати поднимающаяся по этим огромным степеням за завесу во Святая Святых. Последуем и мы Ее примеру, и тогда наши души вслед за Ней «приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пс. 44, 16), а каждый из нас возрастет «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4, 13). Аминь.